Новости

Научная библиотека им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета

Научный полк ТГПУ

Томский государственный педагогический университет свято чтит память о студентах, преподавателях и сотрудниках, защищавших свободу нашей Родины на фронтах Великой Отечественной войны.

 

В первые недели войны многие студенты и преподаватели Педагогического ушли на фронт. Военная подготовка стала неотъемлемой частью учебного процесса в вузе. На занятиях обучали владению винтовкой, пулеметом, готовили парашютистов, гранатометчиков, лыжников, инструкторов лыжного спорта, на специальных курсах велась подготовка медсестер, шоферов, радистов. Пройдя всеобуч, вчерашние студенты пополняли ряды сибирских дивизий, в которых возглавляли взводы и роты. С историей одного из старейших высших педагогических учебных заведений Сибири в годы войны знакомит сборник документов и материалов «Томский государственный педагогический институт в годы Великой Отечественной войны». Малоизвестные данные раскрывают реальную жизнь вуза в тыловом городе — особенности учебного процесса и научно-педагогической деятельности преподавателей вуза, проблемы быта, участие в городских событиях. Документы дают возможность оценить масштаб и эффективность работы ТГПИ  в военные годы.

 

Томский государственный педагогический институт в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) : сборник документов и материалов / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) [и др.] ; [редкол. : М. П. Войтеховская и др.] .— Томск : Изд-во ТГПУ, 2007 .— 211 с. : табл., ил. — Имен. указ. : с. 205-208 .— Библиогр. в тексте .— ISBN 978-5-89428-261-9.

 

Ценным историческим источником для изучения истории университета в годы войны  является  Книга памяти о студентах, преподавателях и сотрудниках Томского государственного педагогического университета - участниках Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) : в 2 томах. Том 1. / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) ; отв. ред. Т. В. Галкина .— 1 компьютерный файл (pdf; 3,82 Mb) .— Томск : ТГПУ, 2010 .— Заглавие с титульного экрана .— Электронная версия печатной публикации .— Свободный доступ из сети Интернет .— Adobe Reader .— ISBN ISBN 978-5-89428-5085 .— <URL:http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2022-04.pdf>.

 

Книга памяти содержит 450 биографических очерков студентов, преподавателей и сотрудников Педагогического, павших на полях сражений и  победивших в этой войне, в том числе - 6 биографических очерков выпускников Томского государственного педагогического института - Героев Советского Союза.

 

Письма  с фронта – особые документы. За каждой строчкой фронтового треугольника стоит человек. Прошли горды, и они стали архивными документами, по которым мы можем читать страницы нашей истории.

 

Письма учителей-фронтовиков : к 65-летию победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) ; отв. ред. Т. В. Галкина .— 1 компьютерный файл (pdf; 10,6 Mb) .— Томск : ТГПУ, 2010 .— Заглавие с титульного экрана .— Электронная версия печатной публикации .— Свободный доступ из сети Интернет .— Adobe Reader .— ISBN ISBN 978-5-89428-493-4 .— <URL:http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2022-02.pdf>.

 

Фронтовые письма выпускников Томского государственного педагогического института -  учителей С.Л. Захарова, В.М. Истомина, Г.В. Корытко, М.А. Мельникова, С.И. Ланцева, И.Н. Пошевнева, К.В. Сеглина - хранятся в музее истории ТГПУ. Написанные фронтовиками в окопах, письма — неиссякаемый источник оптимизма, уверенности в победе, верности своему долгу. В подготовке сборника писем учителей-фронтовиков принимали участие и студенты педагогического университета. Сохранить их имена в памяти потомков — наш долг перед историей.

 

Видеофильм «Томский государственный педагогический институт в годы Великой Отечественной войны» 

 

 

Ф.Ф. Шамахов. Научный полк ТГПУ

В преддверии празднования Дня победы в рамках патриотического проекта «Научный полк ТГПУ» библиотека публикует историю жизни профессора Феодосия Феодосьевича Шамахова, чья деятельность неразрывно связана с Томским педагогическим университетом.

 

В начале 1930- х гг. началась его научно-исследовательская работа по методике организации учебного процесса в школе и вузе, а также по истории сибирской школы. В 1931г. , когда происходит реорганизация педагогического факультета в Томский индустриально-педагогический институт (с 1933г. - ТГПИ),  Ф. Ф. Шамахов становится  заведующим учебной частью института в качестве исполняющего обязанности доцента и продолжает читать лекции.

 

В феврале 1938 г. Ф. Ф. Шамахов был арестован по ложному обвинению в покушении на секретаря ЦК по Новосибирской области Р. Э. Эйхе. Во время следствия сам Р. Э. Эйхе был объявлен врагом народа. Через год, после прекращения дела по  предъявленному обвинению, Ф. Ф. Шамахов был освобожден.

 

С апреля 1939 г. он был вновь зачислен штатным преподавателем в ТГПИ.  Продолжив научную работу, в феврале 1941 г. он защитил в МГПИ им. К. Либкнехта кандидатскую диссертацию на тему «Средняя школа Сибири в период первой русской революции 1905-1907».

 

Начавшаяся  Великая  Отечественная  война  предъявила большие  требования  к  руководству  ВУЗа  не  только  по организации учебного процесса, но и  по сохранению его как самостоятельной образовательной структуры. Именно в военное время проявились неординарные организаторские способности Ф. Ф. Шамахова. 19 декабря 1942 г. он был утвержден  в должности директора. Его деятельность (1942-1949 гг.) в военное время на этом посту сыграла решающую роль в сохранении ВУЗа и в его дальнейшем развитии.

 

С 1944 г., одновременно с обязанностями директора,    Ф. Ф. Шамахов руководит кафедрой педагогики    ТГПИ (до 1966 г.). Под его руководством кафедрой проведена большая работа по оказанию методической помощи школам Томска. В ТГПИ была открыта аспирантура, научным руководителем которой стал Ф. Ф. Шамахов.

 

В 1960 г. Шамахов получил диплом доктора наук и был утвержден  в  звании  профессора.  В  этот  же  год  им  были изданы монографии «Школа Западной Сибири в конце XIX-начале  XX  веков»  и  «Школа  Западной  Сибири  между двумя буржуазно-демократическими революциями». Совместно с учеными ряда городов он создал педагогический словарь.

 

Ф. Ф. Шамахов положил начало исследованию проблем истории народного образования в Западной Сибири (конца XIX-XX вв.). Разработал вопросы методологии и историографии, связанные со становлением и развитием общеобразовательной и профессиональной школы региона.   Им опубликовано в центральной и местной печати 130 статей и 24 книги (монографии, сборники). Статьи Ф. Ф. Шамахова публиковались в «Педагогической энциклопедии», «Педагогическом словаре», в многотомном труде по «Истории педагогической мысли и школы СССР», в пятитомной «Истории Сибири», в журнале «Советская педагогика».

 

За многолетнюю научно-педагогическую  деятельность Ф. Ф. Шамахов награжден орденом   Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной    войне 1941-1945 гг»., «За трудовое отличие», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», почётным званием и нагрудным знаком «Отличник народного просвещения». За исследование вопросов истории образования в Сибири был удостоен звания Лауреата премии Комсомола Алтая.

 

Подробнее: Шамахов Феодосий Феодосьевич / авт.-сост. Т. В. Галкина // Профессора Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2005. - С. 133-134. - URL: http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2022-03.pdf

 

Узнать больше о жизни и деятельности ученого позволит виртуальная выставка «Ф. Ф. Шамахов: наставник, педагог, ученый»

 

 

Цифровая педагогика на площадках Технопарка

«Цифровые сервисы как инструменты социально-психологической поддержки» - так называлась очередная встреча  в рамках проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи», и началась она с экскурсии по Технопарку ТГПУ. Директор Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и методики обучения физике ТГПУ Михаил Александрович Червонный рассказал о современном техническом оборудовании для обучения и исследовательской работы студентов. Школьники не только узнали о частоте восприятия человеческого уха, о разрешающей способности глаза человека,  но и  смогли проверить остроту собственного зрения и слуха. Большой интерес вызвал интерактивный анатомический стол "Пирогов",  позволяющий со всех ракурсов изучать системы и органы человеческого тела.

Заведующий Лабораторией КФЦОС,  кандидат философских наук Андрей Петрович Глухов рассказал об  использовании цифровых сервисов и представил обобщенные данные о тех преимуществах, которые имеет применение гаджетов, и о тех рисках, которые обусловлены их влиянием на физическое и психическое развитие детей и подростков; также в обзоре были представлены сервисы, которые помогают самостоятельно организовать занятия физкультурой и фитнесом,  рассказал о голосовых помощниках (умные колонки Яндекс: Алиса, Маруся от VK, тренажер для развития речи "Легко сказать"), о социальных роботах (няни и сиделки, роботы телеприсутствия, помощники для детей с аутизмом и др.).

Участники встречи открыли еще одну возможность «Цифры», благодаря которой можно сделать увлекательным обучение, подобрать индивидуальных цифровых помощников.

Следующая встреча «Чтение на лето: онлайн-ресурсы» в рамках проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи состоится в мае, следите за анонсами.

Из отзывов

«Очередная встреча для многодетных семей прошла в  Технопарке ТГПУ г. Томска. Приятно осознавать, что пространство дорогого и любимого вуза  обретает высокотехнологичное оборудование для обучения и развития будущих учителей, которыми, возможно станут и наши дети. Именно благодаря таким детско-родительским встречам в рамках проекта "Цифровая педагогика для многодетной семьи" участникам проекта представляется реальная возможность окунуться в мир современных информационных технологий, почувствовать атмосферу и свою принадлежность к новому и уникальном миру!

Благодарю за возможность побывать на мероприятии организаторов и преподавателей! Надеюсь на новые встречи!»

Аввакумова Л. А., многодетная мама, педагог-психолог МБОУ "Академический лицей им. Г. А. Псахье", член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения

 

Поддержка данного проекта осуществляется в рамках благотворительной деятельности на средства, предоставленные Фондом Михаила Прохорова.

 

 

Г.Н. Блинков. Научный полк ТГПУ

Библиотека продолжает публикацию историй о сотрудниках, преподавателях, студентах Томского государственного педагогического университета в рамках патриотического проекта «Научный полк».

Жизнь Георгия Николаевича Блинкова почти пять десятилетий была связана с естественным факультетом педагогического института. Вместе с ним он пережил трудности становления, роста, тяжелые военные годы, внес большой вклад в подготовку педагогических и научных кадров, был деканом факультета, свыше сорока лет заведовал кафедрой ботаники. Им опубликовано более ста пятидесяти научных работ, в том числе две монографии. Талантливый ученый и педагог, Г.Н. Блинков подготовил восемь кандидатов биологических наук, сотни учителей биологии.

 

Доктор биологических наук, профессор Г.Н. Блинков многое сделал для становления педагогического института. Под его руководством в 1948 году была создана агробиостанция, ставшая «зеленой» лабораторией для проведения учебно-полевой практики по физиологии растений и научно-исследовательской работы сотрудников и студентов биологических кафедр.

 

Загуменнова, Е. В. Профессор ТГПИ Блинков Георгий Николаевич / Е. В. Загуменнова, Л. М. Найбороденко // Молодежь и наука: проблемы и перспективы : тезисы докладов II областной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (13-15 апреля 1988 г.) - Томск, 1988. - С. 59-60.

 

За плодотворную педагогическую, научную и общественную деятельность профессор Г.Н. Блинков награжден значком «Отличник народного просвещения»; неоднократно заносился на Доску почета, награждался почетными грамотами. Имел медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне1941–1945гг.», «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

 

Виртуальная выставка «Блинков Георгий Николаевич», посвященная 125-летию со дня рождения ученого, рассказывает о его жизни и деятельности.

Г.Н. Блинков

График работы библиотеки в праздничные дни

28 апреля — санитарный день
30 апреля — с 10.00 до 16.00
1, 2 мая — выходные дни
3, 4, 5, 6, 7 мая — в обычном режиме
8, 9, 10 мая — выходные дни

 

Электронные ресурсы доступны на сайте библиотеки независимо от расписания, выходных и праздников.

 

 

Вебинар системы Антиплагиат

Чистота научных исследований и открытий является необходимым условием для развития науки и повышения качества образования. Чтобы предотвратить академическое мошенничество и оградить общество от подделки научных исследований, издательства работают с поставщиками решений для обнаружения неправомерных заимствований, такими как компания Антиплагиат. Технологии системы позволяют найти неправомерные заимствования на разных языках и выявить попытки технического повышения оригинальности текста.

27 апреля в 15:15 (МСК) состоится вебинар на тему: «Проблема самоцитирования в научных работах: возможности системы "Антиплагиат"». Вебинар адресован преподавателям, редакторам, научным сотрудникам и членам диссертационных отделов.

Проблема самоцитирования ― одна из самых острых в научной среде. Из-за отсутствия чётких норм и правил авторы часто сталкиваются с отказом в публикации или необходимостью перефразировать собственный текст. Как может помочь в этой ситуации система «Антиплагиат», будет рассказано на вебинаре. Обменяться опытом с коллегами и задать вопросы нашим экспертам можно будет в общем чате.

Спикер: Ольга Сергеевна Беленькая, руководитель учебно-методического центра  компании Антиплагиат

Зарегистрироваться 

Семья и цифровые сервисы

29 апреля в 17.30 в рамках проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи» состоится встреча в Технопарке ТГПУ «Цифровые сервисы как инструменты социально-психологической поддержки».

Тема встречи - использование цифровых сервисов для сохранения физического и психологического здоровья, а также их возможности в качестве помощников-воспитателей. Будут представлены сервисы, которые помогают самостоятельно организовать занятия физкультурой и фитнесом, выступая в качестве цифровых тренеров, отслеживающих состояние и физическую нагрузку; чат-боты, которые берут на себя функции психотерапевтов и персональных психологов, снижающих тревожность и лечащих депрессию (Our Relationship, Анти-депрессия, Анти-стресс и здоровье, Отношения). Вы познакомитесь с голосовыми помощниками, их возможностями в качестве воспитателей (умные колонки Яндекс: Алиса, Маруся от VK, тренажер для развития речи "Легко сказать" и др.). Перед вами откроются возможности по использованию социальных роботов в качестве нянь.

В ходе встречи вы посетите Технопарк Томского государственного педагогического университета, ознакомитесь с его лабораториями и локациями, с новейшими технологическими возможностями.

Ждем вас 29 апреля в 17.30 по адресу: пр. Комсомольский, 75.

Телефон для справок: 89539112563

Заявку на участие выслать по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юрий Стрехнин. Научный полк

Научная библиотека ТГПУ принимает участие в патриотической акции «Научный полк», организованной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Проект реализуется в виде публикаций историй о студентах, преподавателях и научных работниках, которые в годы Великой Отечественной войны своим подвигом внесли вклад в Победу. Это не только участие в боях, но и создание научных открытий, которые помогли одержать Победу.

В Томском педагогическом помнят и чтят имена преподавателей,  студентов, сотрудников, которые ковали Победу на полях сражений и в тылу. Один из них — Юрий Стрехнин.

Выпускник Томского педагогического института 1940 года, Юрий Стрехнин встретил войну в Ленинграде и первую,  самую  тяжкую  зиму  блокады  провел  там, будучи преподавателем в специальной артиллерийской школе. Затем — Барнаульское пехотное училище и фронт. Курская дуга, битва на Правобережной Украине, бои в придунайских странах, в том числе сражение у озера Балатон в Венгрии. Все время в пехоте: вначале переводчиком, затем первым помощником начальника штаба полка. Был ранен и снова вернулся в родной полк. Войну капитан Ю. Стрехнин закончил с орденами Красной Звезды и Отечественной войны I и II  степени.

В  первых  послевоенных  номерах  альманаха «Томск» появляются стихотворения Стрехнина, относящиеся к 1942-1945 годам, ставшие основой «Походной тетради. Стихи и поэмы», рукопись которой хранится в фонде  библиотеки.  Впрочем, поэтом он не стал, довольно быстро определилось его призвание как прозаика. Его проза – это взгляд на войну с точки зрения тех, с кем он сражался в одном строю,  кто  ковал  победу  «в  первой  инстанции». Виртуальная выставка «Жизнь, опаленная войной» рассказывает о жизни и творчестве Юрия Стрехнина.

"Жизнь, опаленная войной"

Вместе против буллинга

Сегодня проблема буллинга является очень острой. Буллинг (травля, агрессивное преследование одного человека другим) проявляется во всех возрастных и социальных группах, особенно в школьных и студенческих коллективах.

Педагоги, родители и дети должны обладать необходимыми знаниями для предотвращения травли в ученическом коллективе. Список литературы «Буллинг», подготовленный ведущим библиотекарем А.П. Карканица,  поможет в поиске информации всем, кто интересуется вопросами предотвращения насилия. Список включает библиографические описания книг, научных статей, материалов конференций, статей из периодических изданий. Библиографические записи сгруппированы по трем разделам: издания из фонда НБ ТГПУ, источники, опубликованные в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU,  библиографическое описание из базы данных МАРС («Межрегиональная аналитическая роспись статей»). Период охвата – литература, изданная за последнее десятилетие. Список не претендует на полноту охвата материала по данной тематике.

Библиографический список адресован педагогам, родителям, учащимся и всем, интересующимся проблемой.

Издания из фонда библиотеки по актуальной теме представлены на  выставке абонемента  «Вместе против буллинга».

Список литературы «Буллинг»

ВИЛЬ ЛИПАТОВ. ИСТОРИЯ ГАЗЕТНОЙ СТРОКОЙ

Проект «История газетной строкой» продолжает знакомить читателей  с преподавателями, сотрудниками, выпускниками университета. Один из них – писатель Виль Липатов. В 1952 году он окончил отделение истории Томского педагогического института. Работал в газете «Красное знамя», на ее страницах опубликовал свои первые рассказы «Самолетный кочегар», «Двое в тельняшках». Чуть позже появились рассказы «День жизни», «Попутчики», первая повесть «Шестеро». На томской земле состоялось его знакомство с прототипами героев его будущих книг. Всероссийскую известность получили его повести «Чужой», «Деревенский детектив», «Лида Вараксина», «Сказание о директоре Прончатове», «И это все о нем», «Игорь Саввович», «Лев на лужайке». И даже после того, как В. Липатов уехал из Томска, он продолжал поддерживать  связь с родным институтом. На страницах газеты «Советский учитель» от 30 января 1969 года опубликована статья о встрече писателя с преподавателями и студентами ТПИ. Виль Владимирович начал свое выступление с воспоминаний о студенческих годах: «Это были трудные, первые послевоенные годы… Война у многих прервала учебу, приходилось наверстывать упущенное, позабытое». Тепло вспоминал писатель свой дружный студенческий коллектив.

 

В 1973 году на страницах институтской газеты в рубрике «Они учились в нашем институте» была опубликована статья доцента кафедры литературы Ю. Ельцова «Виль Липатов» –  о художнике, без которого трудно представить всю полноту современного литературного процесса, о его самобытном творчестве.

 

 

О популярности творчества Виля Липатова можно судить по статье Ю. Ельцова «Друзья Женьки Столетова» (Советский учитель. – 1983. – 11 февр.). В институт пришло письмо из Никольской школы Тосненского района Ленинградской области: «В школе уже около пяти лет существует «Клуб друзей Женьки Столетова» - творческое объединение учащихся и учителей, занимающихся изучением и пропагандой творчества Виля Липатова». Кафедра литературы Томского пединститута  отправила в школу материалы о жизни и творчестве писателя, в ответ получили благодарственное письмо.

 

 

В 1988 году в Томске и Томской области проводились «Липатовские чтения». В статье Ю. Ельцова «Посвящается Вилю Липатову» (Советский учитель. – 1988. – 15 март.) рассказывается о встрече в институте с дочерью писателя Татьяной Липатовой и литературным критиком  Генрихом Митиным накануне дня рождения писателя.

 

 

В Библиографическом информационном центре оформлена выставка «Юбилейная весна», посвященная 95-летию писателя, на которой представлены публикации о В. Липатове, его издания, в том числе с автографами.

 

Узнать больше о жизни и творчестве писателя можно на сайте университета.
Видео

© Научная библиотека ТГПУ 2024