Цифровая дидактика в образовании: инструменты и практики применения

Научная библиотека им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета

Цифровая дидактика в образовании: инструменты и практики применения

Микиденко, Н. Л. Цифровая образовательная среда: методология и практики исследования : монография / Н. Л. Микиденко, С. П. Сторожева. – Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2022. – 156 c. – ISBN 978-5-91434-075-6. – URL: https://www.iprbookshop.ru/126691.html. – Режим доступа: для авторизир. пользователей.

В монографии представлены вопросы исследования цифровизации образовательной среды. Междисциплинарный характер исследуемой проблемы потребовал интеграции положений методологий наук о человеке и обществе (философии, цифровой социологии, цифровой педагогики и дидактики), а также технологий доказательного образования.

 

Абдрахманов, Д. М. Цифровая дидактика: специализированный словарь-справочник; наука и образование в условиях цифровой трансформации : справочник / Д. М. Абдрахманов, Р. М. Асадуллин, И. В. Сергиенко. – Уфа : БАГСУ, 2023. – 444 с. – ISBN 978-5-9613-0783-2. – URL: https://e.lanbook.com/book/413594. – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Специализированный словарь-справочник раскрывает значения соответствующих терминов понятий с указанием источника публикации. Включает в себя статьи из смежных областей знаний по педагогике, информатике, информационной безопасности, информационным системам и технологиям, цифровой культуре, дистанционному образованию и др.

 

Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО : методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2024. – 144 c. – ISBN 978-5-9925-0900-7. – URL: https://www.iprbookshop.ru/134383.html. – Режим доступа: для авторизир. пользователей.

В пособии описаны подходы к проектированию современного урока. Авторы показывают, как спланировать современный урок и как его проанализировать. Цель пособия – дать конкретные примеры организации современного урока в соответствии с идеями ФГОС, поэтому в книгу включены описания методических разработок и технологических карт уроков.

 

Микиденко, Н. Л. Цифровая образовательная среда: противоречия в возможностях : монография / Н. Л. Микиденко, С. П. Сторожева. – Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2023. – 169 c. – ISBN 978-5-91434-102-9. – URL: https://www.iprbookshop.ru/138848.html. – Режим доступа: для авторизир. пользователей.

В монографии представлен сравнительный анализ результатов исследования, посвященного изучению возможностей и противоречий цифровой трансформации образовательных практик преподавателей и студентов. Исследование носит междисциплинарный характер, что обусловлено сложностью решаемых задач и использует методологические подходы цифровой социологии, цифровой педагогики, дидактики и аналитики образовательных данных.

 

Как учить учиться по-новому : учебное пособие : [16+] / Е. В. Егорова, А. П. Панфилова, М. С. Пашоликов [и др.] ; под общ. ред. А. П. Панфиловой, М. С. Пашоликова ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), 2023. – 240 с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=709502. – ISBN 978-5-8064-3248-4. – Режим доступа: для авторизир. пользователей.

Пособие представляет образовательную модель умного обучения (smart education), то есть гибкого обучения в интерактивной образовательной среде с помощью цифровой педагогики и контента со всего мира, находящегося в свободном доступе.

 

Ефремова, Н. Ф. Основы цифрового обучения : учебное пособие : [16+] / Н. Ф. Ефремова, И. Ю. Платонова, М. А. Галушка. – Москва : Директ-Медиа, 2023. – 184 с. : ил., табл. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701624. – ISBN 978-5-4499-3878-7. – DOI 10.23681/701624. – Режим доступа: для авторизир. пользователей.

Рассмотрены истоки и проблемы трансформации образования в условиях цифровой экономики. В сжатой форме показан процесс развития цифровизации и уже существующие возможности использования цифровых технологий и инструментов в образовательном процессе. Особое внимание уделено проблемам формирования цифровой грамотности и цифровых компетенций, формам и методам оценки достижений, структуре цифровых компетенций для успешной педагогической деятельности и проблемам цифровой дидактики.

 

Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, П. Н. Биленко, М. В. Дулинов [и др.] ; под науч. ред. В. И. Блинова ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва : Дело, 2020. – 112 с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=685735. – ISBN 978-5-85006-240-8. – Режим доступа: для авторизир. пользователей.

Монография представляет собой одну из первых попыток теоретико-методологического и научно-практического осмысления процесса цифровой трансформации образования применительно к системе профессионального образования и обучения. В монографии системно представлены факторы, закономерности, цели, средства, принципы, ограничения и риски цифровой дидактики.

 

Цифровая педагогика : технологии и методы : учебное пособие / Н. В. Соловова, Н. В. Суханкина, Д. С. Дмитриева, Д. С. Дмитриев ; Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева. – Самара : Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет), 2020. – 128 с. : табл. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=611255. – ISBN 978-5-7883-1483-9. – Режим доступа: для авторизир. пользователей.

В настоящем учебном пособии представлены: дайджест современных методов и технологий цифрового образования; учебно-методические разработки, направленные на развитие педагогических, дидактических и научно-исследовательских компетенций преподавателей университета, необходимых в процессе реализации цифровой трансформации образовательной системы высшего образования.

 

Везиров, Т. Г. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога : учебно-методическое пособие / Т. Г. Везиров, А. К. Айбазова. – Махачкала : ДГПУ, 2024. – 91 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/442661. – Режим доступа: для авториз. пользователей.

В учебно-методическом пособии содержатся результаты исследования некоторых аспектов использования цифровых инструментов и сервисов в профессиональной деятельности современного педагога, где представлены теоретическая и практическая части изучения вопросов применения цифровых инструментов и сервисов в работе педагога в урочной и вне урочной педагогической деятельности.

 

Лызь, Н. А. Новая педагогика высшей школы: непрерывное образование, цифровая среда, человек обучающийся : учебное пособие / Н. А. Лызь, А. Е. Лызь. – Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2024. – 138 c. – ISBN 978-5-9275-4589-6. – URL: https://www.iprbookshop.ru/141417.html. – Режим доступа: для авторизир. пользователей.

В учебном пособии авторы анализируют феномены новой образовательной реальности в современном динамичном цифровом мире и дают ответы на актуальные вопросы педагогики высшей школы. Как изменяется образовательный процесс, деятельность обучающихся и преподавателей в новых условиях? На основе современных отечественных и зарубежных научных исследований в пособии представлена модель факторов эффективности высшего образования, раскрыты особенности деятельности студентов и способы педагогического управления ею.

 

© Научная библиотека ТГПУ 2025