Преданность Родине и личное счастье, героизм и трусость, сцены битв и простые человеческие судьбы нашли отражение в книгах и фильмах. Виртуальная выставка «Летопись войны в книге и на экране» напомнит о произведениях, многие из которых написаны и экранизированы участниками войны. Предлагаем перечитать любимые книги о войне,
посмотреть фильмы, ставшие уже классикой.
Портал «Культура.РФ» предлагает киноленты из собрания Государственного фонда кинофильмов России.
Фильмы о Великой Отечественной войне из архивов Госфильмофонда.
Осмыслить события Великой Отечественной войны и познать цену Победы поможет чтение книг и просмотр художественных фильмов, снятых по этим произведениям.
Нашим родным воинам и миллионам их современников, сражавшимся за Родину посвящается.
Услышь меня из глубины времён,
Ты мой родной, мой легендарный прадед! И с высоты, на мир спасенный глядя,
Найди себя среди других имён.
Я с гордостью встаю в Бессмертный полк, Ведь память о тебе для сердца свята,
И помнить подвиг каждого солдата
Для правнуков Победы – высший долг!
Мария Левашко
В канун праздника Победы предлагаем перелистать страницы альманаха «Молодость» и вспомнить творчество студентов педагогического института. Стихи, рассказы о войне, написанные выпускниками, воевавшими на фронтах Великой Отечественной.
22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории России — начало Великой Отечественной войны. В День памяти и скорби в России вспоминают о жертвах Великой Отечественной войны, о тех, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая Отечество. Военное лихолетье ощутила каждая семья. Многие познали горечь потерь, тяжесть работы в тылу,
лишения, голод. Но люди объединились в борьбе с врагом, все стали единым целым, единым народом. Вместе со всей страной преподаватели, сотрудники, студенты Томского педагогического откликнулись на призыв правительства. 23 июня 1941 г. во главе с начальником военной кафедры, капитаном Е. Я. Дорофеевым, сотни молодых людей пришли в городской военкомат. С первых дней войны они ушли на фронт и героически сражались за победу.
Лозунг: “Все для фронта, все для победы!” для Томского педагогического воспринимался как главный. Каждый день по томскому радио звучал призыв выпускника Томского педагогического, редактора и диктора Георгия Ельцова:
Будь к себе
Беспощаден и строг:
Чем ты сегодня Фронту помог?
За самоотверженную работу в годы войны многие сотрудники Педагогического института были награждены медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941– 1945 гг.”
История одного из старейших высших педагогических учебных заведений Сибири в годы войны отражена в сборнике.
Томский государственный педагогический институт в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) : сборник документов и материалов / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) [и др.] ; [редкол. : М. П. Войтеховская и др.]. — Томск : Изд-во ТГПУ, 2007. — 211 с. : табл., ил.
Мы находимся в преддверии великого праздника – Дня Победы. Этот день навсегда связан с историей каждой семьи, каждого человека, ведь победа над фашизмом – это вклад в жизнь всего человечества!
Слишком дорогую цену пришлось заплатить за эту Победу.
О войне написано немало книг. На книжной выставке
«Мы – наследники Великой Победы» представлены не только документальные издания о войне: очерки, воспоминания очевидцев, статьи ученых-историков, но и лучшие произведения о войне. Пока библиотека закрыта для читателей, предлагаем подборку изданий из ЭБС «Читаем книги о войне».
Победа в Великой Отечественной войне досталась очень высокой ценой. Судьбы тысяч людей так и остались невыясненными. До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов.
С целью организации работы по увековечению памяти павших защитников Отечества Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных «Мемориал», содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период.
Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.
Военно-мемориальным центром Вооруженных Сил РФ проведена уникальная по масштабам, технологии и срокам исполнения работа, в результате которой создана информационно-справочная система глобального значения, не имеющая аналогов в мировой практике.
Возможность найти информацию о наградах дедов и прадедов, узнать обстоятельства совершенных ими подвигов, прочитав их описание в архивных документах позволяет и проект «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» В записи о награждениях содержатся сведения о дате совершения подвига и месте службы военнослужащего. Это дает возможность самостоятельно восстановить боевой путь своих близких – участников Великой Отечественной войны.
Благодаря новым интерактивным инструментам и развитию обобщенных банков данных
«Мемориал», «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
«Память народа» появилась возможность получить наиболее полную информацию об участниках Великой Отечественной войны. В рамках проекта «Память народа» впервые оцифровано и выложено в Интернет 425 тысяч архивных документов фронтов, армий и других соединений Красной Армии. Это оригинальные документы о ходе боевых действий, приказы, доклады командующих, оперативные описания боевой обстановки, военные карты. Изучение этих документов, а также геопривязка всех данных о местах рождения, призыва, гибели и последнем месте службы солдат и офицеров позволяют восстановить героический путь участников Войны – от призыва до возвращения домой.
Создание наиболее полного электронного банка документов по ключевому периоду современной истории цивилизации не имеет аналогов по объему, исторической и социальной значимости, и является вечным памятником великому Подвигу Народа.
Миссия библиотеки
Научная библиотека ТГПУ в своей деятельности опирается на богатые традиции в области библиотечно-библиографического обслуживания, использование инноваций в сфере информационной поддержки научных исследований и высшего образования, высокую квалификацию персонала.
Миссия Научной библиотеки направлена на поддержание обучения и исследований в ТГПУ путем создания необходимых условий для доступа к информации, постоянного расширения вида и форм предоставляемых услуг, на повышение информационной грамотности пользователей.
Миссия Научной библиотеки ТГПУ:
Стратегические приоритеты развития НБ ТГПУ:
Научная библиотека ТГПУ представляет научно-исследовательский проект «Научная библиотека: страницы истории».
Судьба Научной библиотеки переплетена с Томским государственным педагогическим университетом. В 2022 году библиотека вместе с университетом отметила свой 120-летний юбилей. Приглашаем вас ознакомиться с историей библиотеки, представленной на страницах книг и журналов из фондов НБ ТГПУ, библиотек города, сети Интернет.
28 сентября 1902 года в газете «Сибирская жизнь» была напечатана заметка об "Открытии учительского института": «26 числа, в час дня, состоялось празднество открытия Томского учительского института»... Торжественное открытие первого за Уралом Томского учительского института 26 сентября (9 октября) 1902 г. по пышности уступало открытию Императорского университета или технологического института и привлекло значительное внимание томской общественности.
В фондах Государственного архива Томской области сохранился довольно подробный отчет о проведении праздничной церемонии, а речи выступавших на открытии ТУИ впоследствии были опубликованы в специальной книге, посвященной этому событию.
Попробуем по документам и газетным публикациям восстановить картину вековой давности, уловить дух и атмосферу царившего торжества.
![]() |
![]() |
|
Открытие учительского института // Сибирская жизнь. - 1902. - № 211. - 28 сентября. - URL: https://www.elib.tomsk.ru/purl/1-4322/ |
Описание празднования открытия Томского учительского института 26-го сентября 1902 года. — Томск : Паровая типо-литография П. И. Макушина, 1902. — 21, [1] с. ; 24 см. — Перепечат. из № 9 "Циркуляра по Западно-Сибирскому учебному округу". - URL: https://www.elib.tomsk.ru/purl/1-29365/ |
Важнейшей задачей первых лет существования Томского учительского института стало формирование библиотеки: первый директор института Виктор Петрович Щепетов с самого вступления в должность активно начал мероприятия по комплектованию фонда. Он отмечал, что «...мы пока еще не имеем библиотеки... Все это еще не получено и ожидается частью из Петербурга и Москвы, частью из-за границы...», и с самого начала работы в должности активно стал формировать библиотеку, фонд учебных пособий и необходимых для учебного процесса приборов и механизмов. Несмотря на то, что во временное пользование институту был предоставлен совсем небольшой деревянный дом с подвальным этажом и флигелем (насчитывающий около 20 комнат), для нужд библиотеки была выделена специальная проходная комната.
Главным дарителем библиотеки Института выступил попечитель Западно-Сибирского учебного округа Л.И. Лаврентьев.
Среди его даров были сборники распорядительных документов и положений, па-мятные книжки, журналы Министерства народного просвещения. Особое место в библиотеке института по праву занимала педагогическая литература. Это были учебники педагогики П. Рошина, И. В. Скворцова, П. Ф. Николаевского; «Записки по педагогике» и книга «Характер девочек» К. В. Ельницкого; работы К. Д. Ушинского; «Дидактика» С. И. Миропольского; педагогические сочинения И. Г. Песталоцци; журналы «Русская школа» и «Русский начальный учитель» и др.
К концу 1903-1904 учебного года библиотечный фонд института состоял из 282 наименований изданий в 1757 томах на сумму 1862 руб. 74 коп. В основном это были необходимые учебники и наглядные пособия.
Таким образом, можно сделать вывод, что библиотека Томского учительского института с начала своего существования способствовала совершенствованию педагогического образования, организации учебной деятельности, работе над содержанием курсов дисциплин, над методикой преподавания, имея перед собой цель: «...главное — возбудить в своих питомцах интерес к учению...», слова Виктора Петровича Щепетева.
![]() |
|
1906 год в истории Учительского института стал особенным: отпраздновав новоселье, был сформирован преподавательский штат, восстановлены прежние педагогические традиции и заложены новые.
Директором Томского учительского института был назначен Митрофан Алексеевич Водянников, который продолжил формирование фондов библиотеки ТУИ в помощь профессионально-педагогическому образованию.
Библиотека и учебные кабинеты постепенно пополнялись необходимыми пособиями, однако они не могли в полной мере удовлетворить потребности воспитанников и преподавателей института. Книги покупались в магазинах, у частных лиц, выписывались из букинистических магазинов Центральной России.
Учебная литература, которой располагала библиотека Томского учительского института, была главным образом рекомендована к изучению Министерством народного просвещения, однако ряд научных и учебных изданий по своему содержанию намного превосходил требования программ средних учебных заведений.
На литературу в 1911–1915 годах было израсходовано 628 рубля 62 коп. и приобретено 1 107 экземпляров книг 623 наименований. Общее число книг в библиотеке института на 1 января 1916 года составило 3 154 экземпляра 1 946 наименований общей стоимостью 2 902 рубля 38 коп. Одна учебная или научная книга, в добротном картонном, кожаном или тканевом переплёте обходилась в среднем от 50 копеек до 1,5 рублей.
Воспитанниками совместно приобретались популярные в те годы книги и журналы, взнос составлял 50 коп. в месяц - деньги немалые по тем временам.
В 1911 году стоимость библиотеки была около 2 тысяч рублей. Располагалась она на углу улиц Киевской и Александровской (ныне ул. Герцена). К 1920 году в результате реформирования системы профессионально-педагогического образования научная и материальная базы ТУИ были фактически утеряны. Библиотека утратила целостность и была распределена по разным организациям.
В секторе редких и ценных изданий НБ ТГПУ хранятся книги, по которым учились воспитанники Томского учительского института. Будущим педагогам будет интересен краткий обзор некоторых изданий.
Константин Васильевич Ельницкий — педагог, автор 34 учебников и более 200 статей в педагогических журналах.
В этой книге К.В. Ельницкий утверждает, что при начальном обучении отечественному языку главными являются следующие цели: развить и обогатить устную речь учащихся, научить их грамоте; приучить их к быстрому, сознательному и выразительному чтению; выработать в них умение письменно излагать мысли и познакомить их с грамматическими основами отечественного языка. Материал расположен сообразно этим целям, разделен на занятия и направления. Все занятия находятся в связи и взаимодействии между собой и «помогают» одно другому. Он детально подошел к работе — от общих дидактических требований, касающихся обучения отечественному языку, форм обучения, к различным способам обучения письму, чтению, грамматике. Педагог здесь может найти краткие программы, письменные упражнения, описание ведения уроков, библиографические списки литературы, примерные проработки (конспекты) уроков. В книге представлен любопытный материал для диктовки, списывания, письма наизусть, все это возможно использовать и применять на уроках по обучению русскому языку в современной начальной школе.
К личности учителя К.В. Ельницкий предъявлял высокие моральные требования и требования профессиональной компетентности. Он писал: «На учителе лежит важная миссия — обучать и воспитывать детей — будущих граждан... Чем основательнее образование учителя, чем глубже его духовное развитие, тем плодотворнее его учительская деятельность».
Виктор Петрович Острогорский (1840-1902), русский педагог, литератор, общественный деятель.
В пособии изложены основные методические идеи В. П. Острогорского. В своих «Беседах о преподавании словесности» он намечает широкую программу подготовки учителя-словесника. Определяет содержание гимназического курса словесности, предлагает на место сухих, формальных занятий языком поставить занятия «живым языком». Важное место в методической системе Острогорский отводит внеклассному чтению, которое он считает необходимой частью литературного образования. В младших классах он рекомендует для внеклассного чтения мифы народов мира, литературу средних веков, произведения современных писателей, а в старших — в основном произведения новейшей отечественной и иностранной литературы, статьи литературных критиков. Отдельная глава «Бесед о преподавании словесности» посвящена обзору истории русской литературы. Выступая сторонником академического преподавания в старших классах, Острогорский советует при сообщении учащимся научных фактов никогда не забывать о воспитательных целях, давать только самое важное, необходимое для образования, и возбуждать в учащихся интерес к дальнейшему самостоятельному изучению науки о литературе.
Булич, Н. Н. Очерки по истории русской литературы и просвещения с начала XIX века : в 2 т. / Н. Н. Булич. — Санкт-Петербург : Типография М. М. Стасюлевича, 1902. — Т. 1. — 1902. — 381, [1] c. - URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_143447|A075C1/
Булич Николай Никитич (1824 - 1895) - историк русской литературы. В 1845 г. окончил курс в Казанском университете по философскому факультету, получив степень магистра философии. Удостоен Петербургским университетом степени доктора русского языка и словесности за диссертацию "Сумароков и современная ему критика".
В очерках развитие русской литературы рассматривается в контексте образовательной политики российского государства, жизни первых российских университетов, уровня преподавания в них и т.д. В редком фонде НБ ТГПУ имеется только первый том очерков.
Ф. И. Буслаев (1818–1897) – русский филолог и искусствовед, профессор, академик.
"Учебник русской грамматики" Ф. И. Буслаева был очень популярен в дореволюционной России. Буслаев стремился воспитать у учащихся глубокий интерес и любовь к родному языку. "Пусть же учитель отечественного языка, - писал он, - даст в руки своим юным питомцам такую книгу, чтение которой оставит в их душе следы на всю жизнь". В наше время книга Ф. И. Буслаева является ценным источником, позволяющим ознакомиться как с методикой преподавания, так и с церковнославянскими корнями современного русского языка. Рекомендуется филологам-славистам, специалистам по истории русского и других славянских языков, преподавателям и студентам филологических факультетов вузов, а также всем, кто интересуется историей и проблемами преподавания русского языка.
Александр Мелентьевич Волков - выпускник Томского учительского института, педагог, детский писатель. Существует дневниковая запись о поступлении и учебе Александра Волкова в Томском учительском институте. В ней он подробнейшим образом рассказывает о своих студенческих годах. Вот что непосредственно он вспоминает о библиотеке ТУИ и учебниках: « ...Нам выдали письменные принадлежности и учебники (бесплатно). Схватив кипу учебников, я убежал в укромный уголок и смотрел на них очарованным взором. Особенно восхитили меня руководства по русскому языку. Перебирая книги, я шептал: «Кентуялла! Саводник! Коробка!». По алгебре и геометрии я получил учебники Давыдова, по древней истории – Виноградова. Да, это были серьезные книжки, не то, что в городском училище. Но в моей душе не было страха, я знал, что все это мне по плечу".
1. Келтуяла, В. А. Курс истории русской литературы : Пособие для самообразования. Ч. 1 / В. А. Келтуяла. - Санкт-Петербург : тип. Попечительства Человеколюб. о-ва, 1906-1911. - Ч. 1, кн. 1: История древней русской литературы. Кн. 1. - 1906. - 938 с. - URL : https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003981804?page=1&rotate=0&theme=white
Келтуяла, Василий Афанасьевич (1867—1942) — русский и советский литературовед и педагог. С 1923 состоял штатным профессором ЛГУ, возглавляя кафедру фольклора и русской литературы до XIX в. "Курс истории русской литературы до XVIII в." в двух книгах является основной и наиболее фундаментальной работой. Для того времени книги Келтуяло В. А. несомненно представляют выдающееся явление в истории русской науки о литературе. Подходя исторически к взглядам на историю русской литературы, Келтуяло В. А. отвергает "народническую" точку зрения, явившуюся, по его мнению, результатом не научного исторического исследования, а сложившуюся в процессе развития русской демократии в XVIII-XIX вв. и выдвинул, хотя и недостаточно четко, принцип классового деления русского общества.
2. Саводник, Владимир Федорович (1874-1940). Очерки по истории русской литературы XIX-го века / В. Саводник. - Изд. 7-е. - Москва : Товарищество "Печатня С. П. Яковлева", 1906. - 507I с.
Первое издание наиболее значительной книги известного историка литературы Владимира Федоровича Саводника (1874-1940). В советское время заведовал отделом русской литературы в Румянцевском музее, а затем — в Историческом, участвовал в издании полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. Марина Цветаева лестно отзывалась о его теории словесности. «Очерки» выдержали более 10 изданий до 1917 г.
В первом издании Саводник ограничился психологическими и эстетическими оценками. Под влиянием критики культурно-исторической школы Саводник ввел в дальнейших изданиях умеренно-либеральную характеристику общественно-литературного движения XIX в. «Очерки», наряду с «Кратким курсом русской словесности с древнейших времен до конца XVIII в.», имели большое распространение в дореволюционной средней школе, где были официальным учебником.
3. Коробка, Н. И. Опыт обзора истории русской литературы для школ и самообразования : Ч. 1-3 / Н.И. Коробка. - Санкт-Петербург : Петерб. учеб. маг., 1907-1914. - 4 т.
Коробка, Николай Иванович (1872-1920) - литературный критик. Учился в Киевском и Петербургском университетах. В сферу научных интересов Н. И. Коробки входили: история русской литературы конца XIX - начала XXвека; русский роман XIX века; методика преподавания русской литературы в школе; этнография и фольклор Волынского Полесья. Его работы отличались вдумчивым, основательным, тщательным и кропотливым анализом. Николай Иванович стал признанным специалистом в области литературоведения и этнографии.
Давидов, А. Начальная алгебра : учебное пособие для средних учебных заведений / А. Давидов. — 22-е изд. — Москва ; Петроград : В. В. Думнов - наследники братья Салаевы, 1917.
Давидов Август Юльевич (1823-1885) - российский математик и механик, заслуженный профессор Императорского Московского университета, автор трудов по дифференциальным уравнениям с частными производными, определенным интегралам и применению теории вероятностей к статистике, президент Московского математического общества.
А. Ю. Давидов для своего времени был крупным ученым; за свои научные труды он дважды награждался Демидовской премией, своего рода аналогом теперешней Государственной премии России. Он несколько упростил изложение материала в основном учебном тексте, написанном по гимназической программе (игнорировать или нарушать ее он не мог). При этом к основному тексту, отвечающему программе, профессор добавил новый материал, выделенный в учебнике мелким шрифтом. Так А. Ю. Давидов стремился учесть интересы сильных учащихся, ориентируясь на научное состояние математики своего времени. Фактически набор "петитом" давал конспективное и популярное изложение ряда аспектов высшей математики, словно "упаковывая" их университетское содержание в школьную форму подачи материала.Учебники геометрии и алгебры А. Ю. Давидова переиздавались на протяжении почти 60 лет. Последний раз они вышли при советской власти в начале 1920-х гг. Интерес к учебникам А. Ю. Давидова не ослабевал и в последующие годы.
Особую заботу преподавателей Томского учительского института вызывал вопрос об организации в стенах учебного заведения читального зала и наполнении библиотеки необходимой литературой, в первую очередь, периодическими изданиями. Вопрос о формировании библиотечного фонда был поднят на одном из первых заседаний педагогического совета. Без должного обеспечения учебного процесса необходимыми пособиями невозможно было гарантировать подготовку квалифицированных специалистов для системы народного образования. Обучение в учительском институте, главным образом, строилось на принципах самообразования. Поскольку посещение занятий было довольно свободным, то институт должен был обеспечить студентов и преподавателей методической литературой, новейшими педагогическими и специально-научными изданиями. В протоколе заседания педагогического совета только что возобновившего работу Томского учительского института от 25 сентября 1906 года читаем:«Поскольку все новейшие исследования в различных областях знания находились в периодических изданиях, преподаватели стремились, в первую очередь, наполнить фонды читального зала специально-педагогическими, научными и духовными журналами. На своём очередном заседании в конце 1906 года педагогический коллектив постановил выписать на 1907 год вполне солидный список разнообразных журналов на сумму 84 рубля:
Нива – 8 руб.;
Мир Божий – 9 руб.;
Русская мысль – 12 руб.;
Вестник воспитания – 6 руб.;
Вестник иностранной литературы – 6 руб.;
Русская школа – 8 руб.;
Педагогический сборник – 5 руб.;
Филологические записки – 7 руб.;
Вестник опытных наук, физики и математики – 6 руб.;
Вопросы философии и психологии – 7 руб.;
Церковный вестник – 5 руб.;
Вокруг света – 5 руб.»
В числе рекомендуемых к выписке журналов, как мы можем убедиться, очень известные и уважаемые издания по всем наиболее важным научным направлениям – педагогика, психология, образование, история, философия, лингвистика, география, математика, естествознание... Наличие таковых в библиотеке института значительно могло решить проблему обеспечения учебного процесса необходимым материалом. Всего же на выписку книг, учебников, периодических изданий и т. п. планировалось расходовать около 600 рублей в год. Однако анализ источников убеждает, что реально в институте в период с 1906 по 1912 годы на учебную литературу и учебные пособия, приборы и материалы тратилось едва ли больше 250–300 рублей в год, поскольку запрашиваемая на содержание института сумма казной значительно корректировалась.
Представить историю библиотеки Томского учительского института нам помогли материалы книг
Войтеховская, М. П. Библиотека Томского учительского и обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием // Войтеховская, М. П. От учительского института к педагогическому: роль традиции в формировании советской модели высшего педагогического образования в Томске : монография / М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина ; ТГПУ. - Томск : Издательство ТГПУ, 2021. - ISBN 978-5-89428-948-9. -
В условиях гражданской войны Учительский институт, как и многие другие профессиональные учебные заведения страны, подвергался серьезным испытаниям. Решением Томского губернского отдела народного образования его деятельность с 1 ноября 1920 года была "временно" приостановлена, а учебный корпус передан военному ведомству под вторые инженерные курсы комсостава и госпиталь (1920-1922гг.).
В соответствии с приказом No 1 от 15 августа 1931 года «С сего числа педфак Томского государственного университета с его вечерним педфаком считать реорганизованным в Томский индустриально-педагогический институт с вечерним педагогическим институтом при нём. Основание: Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 13 июля 1931 года за No 735 и акт соглашения между директором ТГУ и заведующим педфаком ТГУ от 10 августа 1931 года». И только в августе 1931 года было создано самостоятельное учебное заведение, которое был названо Индустриально-педагогическим институтом.
Директором института был назначен известный лингвист,
профессор Георгий Трифонович Чуич.
Согласно уставу под руководством директора создавалась структура управления институтом, включавшая 5 секторов: управления делами, сектор учёта и распределения кадров, финансово-хозяйственный, учебно-методический. В первое штатное расписание административно-технического персонала входили 49 человек, получавших оклады от 250 рублей (директор), до 100 рублей (заведующие отделениями, секторами, библиотекарь).
Библиотекой ТГУ в 1931г. в дар было выделено 1500 экз. книг для организации библиотеки теперь уже Индустриально - педагогического института. Так началась вторая жизнь библиотеки.
Перед вами один экземпляр из этой партии. Именно тогда на титульный лист книг были поставлена печать Библиотеки Томского индустриально-педагогического института.
Богданович, Т. А. Франция и Европа на грани XIX века / Т. Богданович; составлено по А. Сорелю с предисловием проф. Н. И. Кареева. — Санкт-Петербург: Издание Брокгауз-Ефрон, 1909 (Типография Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон). — 146 с.; 25 см. — (История Европы по эпохам и странам в средние века и новое время).
Данная книга посвящена отношениям сначала революционной, а потом и наполеоновской Франции, с одной стороны, и старой монархической Европы - с другой. Показано, как встретила Европа Французскую революцию и то, как Франция, начав войну с Европой, сама выступила на поприще завоевательной политики. Также освещен факт правления Наполеона I - от самых истоков власти до ее стремительного падения.
Создание библиотеки было трудным делом, требующим энтузиазма сотрудников. Но заведующая библиотекой П.Г. Антонова сумела привлечь к созданию книжного фонда не только всех своих сотрудников, но и чуть ли не каждого студента. Усилиями заведующей Параскевы Григорьевны Антоновой скудный библиотечный фонд, доставшийся институту от педагогического факультета, пополнялся новой литературой.
Параскева Григорьевна Антонова в 1911 г. успешно окончила городское женское 2-классное училище, затем 4-месячные педагогические курсы и 7 лет работала сельской учительницей. С 1 января 1931 г. она работала в библиотеке педагогического факультета ТГУ и одновременно училась на вечернем литературном отделении этого факультета. После преобразования педагогического факультета в Томский индустриально-педагогический перешла работать в библиотеку института.
Научить молодежь любить книгу, бережно относиться к книге, видеть в книге своего учителя, друга и помощника — к этому стремилась П. Г. Антонова и остальные библиотекари. В довоенное время в соответствии с нормами того времени библиотека института получала обязательный экземпляр литературы по народному образованию из центра. В самом институте на приобретение книг средств не жалели, и книги закупались в магазинах, у частных лиц, выписывались из букинистических магазинов Москвы и Ленинграда. В 1933–1934 годах в библиотеке уже имелись в прекрасном издании Брокгауза сочинения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. Шекспира, Ф. Шиллера, тридцать комплектов сочинений В. И. Ленина и К. Маркса, энциклопедии, словари, учебники, журналы и газеты. Ежедневно читальный зал библиотеки обслуживал до 600 студентов.
С 1934 года в стране воцарилось всеобщее семилетнее образование, структура средней и начальной школы быстро перестраивалась. Именно тогда вуз утратил индустриальную направленность подготовки специалистов и стал называться просто: Томский педагогический институт. И произошла реорганизация в структуре института. На базе четырех отделений возникают факультеты. Так сложился определенный контингент читателей. Библиотека получила дополнительную площадь для размещения фонда и занимала 60 кв. метров. На этой же площади был открыт читальный зал (1934 год), увеличилось число библиотекарей в штате.
В декабре 1934 года в институте была создана библиотечная комиссия в составе П. Г. Антоновой, Г. Т. Чуича, В. А. Плышевского, Г. А. Тонкогласа, Л. П. Кулева, А. Е. Миловидова, М. Г. Тимофеева для регулирования вопросов комплектования библиотеки и воспитания у студентов уважения к книге. С новыми журналами и газетами студенты могли познакомиться не только в зале библиотеки, но и в красных уголках, открытых в каждом общежитии. В практику были введены коллективное чтение газет и обсуждение газетных публикаций. Разумеется, не обошли библиотеку ТГПИ стороной и общероссийские акции уничтожения объявленных приказами наркома просвещения «запрещёнными» книг. В число таковых попали «Педология» П. П. Блонского, рабочая книга по языку С. Г. Никифорова, Г. К. Данилова, А. И. Павлович, С. Н. Богуславского, как «содержавшая выдержки из речей контрреволюционеров Троцкого и Зиновьева», и многие другие.
В фонде библиотеки к 1937 году было 50 тыс. томов книг, в библиотеке обслуживалось 1311 человек, средняя годовая книговыдача составляла 64992 экз. Библиотека выписывала для читателей и кафедр 68 названий журналов, 12 названий газет. В 1937 году был открыт факультет иностранных языков с английским и немецким отделениями. Перед библиотекой возникла новая трудность в связи с обеспеченностью учебными пособиями этого факультета. В 1939 году фонд библиотеки составил 55323 экз. По штатному расписанию числилось два работника.
Воспоминания первого библиотекаря
«В 1930 году из ТГУ выделился в отдельное здание новый факультет — педагогический.
Вместе со скудным оборудованием и старенькой мебелью была выделена убогая библиотека. Среди полутора тысяч экземпляров не было и пяти ценных книг. Было 100 книжечек Сейфуллиной «Правонарушители» и «Виринея»...»
В секторе редких и ценных изданий НБ ТГПУ имеется:
Сейфуллина, Л. Н. Рассказы / Л. Н. Сейфуллина .— Москва : Гослитиздат, 1936 .— 286, [2] с., [1] л. портр. — Содерж. : Таня ; Молодость ; Собственность ; Налет ; Виринея ; Старуха ; Милость генерала Дутова и др.
Сейфуллина Лидия Николаевна - русская советская писательница. Общественный деятель и библиотекарь. Дочь православного священника татарского происхождения. Литературную известность Сейфуллина получила как автор повестей "Правонарушители" (1922), "Перегной" (1923), "Виринея" (1924). "Правонарушители" была первой в стране книгой о беспризорниках. Еще не было "Республики Шкид", "Педагогической поэмы". Сейфуллина первой в литературе 20 века взглянула на беспризорность, как на большую и очень важную проблему. Макаренко высоко ценил "Правонарушителей". "Правонарушители" оказались самым читаемым детьми и взрослыми произведением в послереволюционной России. "Правонарушителей" издавали большими тиражами в Москве и Новосибирске, переводили на иностранные языки. На Урале и в Сибири книгу ввели в школьные программы, рассылали по городам и районам вместе с инструкцией по борьбе с беспризорничеством. В 1933 году фашисты в Германии бросали в костры и эту книгу.
«...Неверов «Ташкент-город хлебный» экземпляров 20; несколько экземпляров поэм Пушкина и Лермонтова в самом дешевом издании. Это — художественная литература. Истории и критики литературы совсем не было, за исключением двух-трех экземпляров дореволюционного издания. Но зато было экземпляров сорок «Педологии» Блонского. Эти книги своей внешностью внушали не только почтение, но и трепет. Они были в хорошем черном переплете, толстые — страниц по семьсот. А через несколько лет, когда педология была разоблачена, все эти внушительные томы полетели в печку.»
В секторе редких и ценных изданий имеется:
Блонский, П. П. Педагогика / П. Блонский. — 4-е изд. — Москва : Работник просвещения, 1924. — 143 с.
Блонский, П. П. Основы педагогики / П. Блонский. — 3-е изд. — Москва : Работник просвещения, 1929. — 231 с.
Основатель педологического движения в России Павел Петрович Блонский (1884-1941) определил педологию как науку, где изучается симптомокомплекс различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий. Педологическое движение сконцентрировало свои усилия на измерении интеллекта детей, отборе неуспевающих детей и определении их в специальные школы. Тестирование интеллекта приобрело массовый характер: вместо разработок образовательных программ, помощи в преодолении последствий педагогической запущенности педологии сфокусировали внимание на выявлении негативных последствий социальных перемен в России. Постановлением 1936 года педология фактически была запрещена. Она была объявлена антимарксистской, реакционной буржуазной лженаукой. Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и учебные факультеты. Педологов увольняют с работы, арестовывают. Постановление 1936 года выплеснуло с водой и предмет внимания "псевдоученых" - ребенка.
Далее П. Г. Антонова пишет: «Исторический отдел был тоже необычайно беден. Несколько томов из первого издания В.И. Ленина, книги К. Маркса и еще кое-что.
Отделы математики, физики, биологии, химии, понятно, тоже были бедны.
Но при всех материальных недостатках работа в институте пошла полным ходом.
Педфак, потом институт рос, креп во всех отношениях. Росла и библиотека. На приобретение книг отпускалось достаточно средств, увеличился штат работников. Книги покупали в магазинах и у частных лиц, выписывали из букмагазинов Москвы и Ленинграда.
В 1933–1934 годах в библиотеке уже имелись в прекрасном издании Брокгауза сочинения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. Шекспира, Шиллера, тридцать комплектов сочинений В. И. Ленина и К. Маркса, энциклопедии, словари, учебники, журналы и газеты. Одним словом, библиотека росла быстро, как все новое. Книги содержались в порядке, был штатный переплетчик.
В секторе редких и ценных изданий имеется:
Пушкин, А. С. Письма : 1815-1825 гг. / А. С. Пушкин ; АН СССР, Пушкинский Дом ; вступ. ст. Б. Модзалевского.— Москва ; Ленинград : Книга, 1926.— XLVIII, 537, [2] с.
Гоголь, Н. В. Материалы и исследования : неизданные и забытые тексты / Н. В. Гоголь ; под ред. В. В. Гиппиуса. — Москва : Издательство АН СССР, 1936. — 502 с.
Сборник статей и материалов о жизни и творчестве Н. В. Гоголя. Среди авторов: В. А.Десницкий, Василий Гиппиус, М. П. Алексеев, В. В.Виноградов, М. В.Нечкина и др. Во второй том вошли статьи о творчестве писателя: «Женитьба», «Язык Гоголя», «История портрета Гоголя», «Чернышевский и Гоголь» и другие.
Шекспир, Вильям. Полное собрание сочинений в прозе и в стихах : приложение к журналу "Живописное обозрение" за 1893 г. : в 12 т. / В. Шекспир ; пер. П. А. Каншин. — Санкт-Петербург : Издание С. Добродеева, 1893. Т. 11. — 1893. — 284 с. — Много шуму из ничего ; Усмирение строптивой ; Комедии ошибок ; Перикл, принц Тирский ; Страстный пилигрим.
«Полное собрание сочинений В. Шекспира» сопровождает краткий биографический очерк, составленный известным знатоком английской литературы профессором московского университета Н. И. Стороженко. Очерк этот несмотря на свою сжатость, дает полное понятие о жизни и деятельности В. Шекспира
Шиллер, Ф. П. История западно-европейской литературы Нового времени : учебное пособие для педвузов и университетов / Ф. П. Шиллер ; [отв. ред. Л. Г. Блюмфельд]. — Изд. 2-е. — Москва : Учпедгиз, 1938. — 375 с.
Предлагаемая вниманию читателя работа ставит своей задачей обзор и характеристику основных этапов в развитии западноевропейских литератур нового времени. Хронологически работа охватывает литературу от эпохи Просвещения, то есть периода подготовки Буржуазной французской революции 1789 года, до мировой войны. В основу исследования положен конспект курса, читанного автором в 1927-1934 годах в различных московских высших учебных заведениях.
Франц Шиллер — советский литературовед, специалист по немецкой литературе. Доктор филологических наук. После окончания университета стажировался в Германии, в 1929 году стал доцентом и возглавил кафедру всеобщей литературы 2-го МГУ. Также Шиллер заведовал Отделом западноевропейской литературы Института мировой литературы им. А. М. Горького. В 1936 году стал доктором филологических наук.
К 1937 году фонд библиотеки состоял из пятидесяти тысяч томов. Работал красиво обставленный читальный зал, появились кабинеты истории, литературы и др. А в 25-летнему юбилею в библиотеке было 94160 книг. Число кабинетов дошло до 16, в них книг было 22553 экземпляров специальной литературы
Годы Великой отечественной войны явились тяжелым испытанием для Томского педагогического института. В первые недели многие студенты и преподаватели ушили на фронт. В середине августа 1941 года возникла необходимость освободить учебный корпус для передачи его военному госпиталю. Он был освобожден в спешном порядке в течении трех суток усилиями преподавателей, сотрудников и студентов. Библиотека института была размещена в здании Научной библиотеки Государственного университета.
В архивах отдела основного фонда научной библиотеки ТГУ мы обнаружили Докладную записку 1942 года в Томский Горком ВКП(б), которая подтверждает, что библиотека педагогического располагалась в двух комнатах.
А часть старых книг и журналов - в шести шкафах в помещении по ул. Герцена, 49, которое представляло собой недостроенную кирпичную коробку без крыши, называемую студентами «новостройкой», где поспешно были настланы полы, вставлены рамы, застеклены окна и построены временные печи. «Это был, по существу, каменный сарай, с замершими окнами. Никакие печи-времянки не спасали от каскадов холодного воздуха, дующих из окон, из дверей, из под пола», - писал директор института Шамахов Ф.Ф.
Из отчетов массового отдела научной библиотеки ТГУ за 1942 года прекрасно видно, что студенты ТГПИ продолжали учиться и посещать библиотеки.
В годы Великой отечественной войны совместно с библиотекарями научной библиотеки ТГУ проводились выставки.
Так, в 1942 году совместно с библиотекарями научной библиотеки ТГУ была организована выездная выставка «Великий полководец Суворов», которая была представлена на V научной конференции, прошедшей в декабре 1942 года.
Научно-исследовательская работа в Пединституте не только не снизилась, но значительно поднялась по сравнению с довоенным временем. За годы Великой Отечественной войны научными работниками ТПИ написано 153 научной работы, проведено 6 научных конференций.
В годы войны продолжалась издательская деятельность Педагогического института в 1942 году вышел первый выпуск II тома «Ученых записок ТГПИ», содержавший статьи преподавателей гуманитарных кафедр вуза М.Г. Тимофеева, И. П. Матвеева, Ф.Ф. Шамахова, Н.В. Касаткина и В.Д. Ахрамеева. Причем все статьи, кроме статьи М. Г. Тимофеева «Герои Великой Отечественной войны и советская школа», были подготовлены и сданы в издательство еще до начала войны, но финансовые трудности не позволили тогда осуществить выпуск сборника. Вышедший сборник, продолжая традиционную структуру, включил статьи как научного, так и методического характера, имевшие большое значение для улучшения качества работы школы.
Ученые записки Томского государственного педагогического института / Томский государственный педагогический институт (ТГПИ) ; ред. А. П. Дульзон .— Томск : Изд-во ТГУ, 1939-1970. Т. 2, вып. 1 / под ред. Ф. Ф. Шамахов : Красное знамя, 1942 .— 131 с.
В статье М. Г. Тимофеева «Герои великой отечественной войны и советская школа» говорится о том, как советская школа перестраивает свою работу в военных условиях, всемерно усиливает общественно-политическое воспитание учащихся, воспитывает из них пламенных патриотов своей родины, мужественных ее защитников на примерах героев-земляков Великой отечественной войны.
Осень 1943 и зима 1944 годов были временем возвращения в учебный корпус по ул. Киевской, 60. «...И вот вновь потянулись вереницы студентов, возглавляемых научными работниками, со стульями, столами, с книгами, с приборами. Несли на руках, на носилках, везли на санках. … Всего три сотни человек студентов, почти исключительно девушек, и очень небольшой штат рабочих и технических служащих. Поэтому процесс перевозки растягивался на очень длительное время. Вся осень, зима и весна третьего военного года ушли на то, чтобы собрать воедино старое свое имущество. А переброска библиотеки растянулась и на лето и на весь следующий учебный год...» , - вспоминал Ф.Ф. Шамахов.
Томский государственный педагогический институт в годы Великой отечественной войны (1941-1945) : сборник документов и материалов / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) [и др.] ; [редкол. : М. П. Войтеховская и др.]. — Томск : Издательство-во ТГПУ, 2007. — 211 с.
В сборнике представлены документы ЦДНИ ТО по истории Томского государственного педагогического института в годы войны. На малоизвестных данных раскрыта реальная жизнь вуза в тыловом городе — особенности учебного процесса и научно-педагогической деятельности преподавателей вуза, проблема быта, участие в городских событиях. Документы дают возможность оценить масштаб и эффективность работы ТГПИ.
В «Отчете директора ТГПИ об итогах работы вуза в 1-м семестре 1944/45 учебного года от (весна) 1945 года» из этого сборника мы можем прочитать:
«...В настоящее время ощущается большой недостаток мебели ( классы, столы, стулья, шкафы и прочее). Значительно пострадала от переездов библиотека: весь книжный фонд ее был перемешан настолько, что с большим трудом восстанавливался в течение последнего года и полностью не восстановился и сейчас...»
Там же в «Справке Кировского РК ВКП(б) о состоянии общественно-политической работы в ТГПИ от 14 марта 1945 года»:
«Библиотека пединстита насчитывает более 100 тыс. томов. Все студенты института ( около 350 чел.) являются ее читателями. За последние две недели студентами прочитано примерно 100 книг беллетристического содержания. Наиболее активные читатели — студенты Ищенко, Гребенкина, Кузнецова.
Библиотека не развернула пока еще полностью свою работу. В помещении библиотеки холодно. Библиотека недавно переехала в это новое (4-е по счету) помещение, и работники ее заняты разборкой и перестановкой книг.
Кроме этой, главной библиотеки, есть еще библиотека при кабинете ОМЛ и при других кафедрах. В кабинете ОМЛ тепло, чисто и уютно. Литературы — достаточно. Студенты охотно посещают кабинет.»
«Библиотека полностью развернула свою работу с начала второго семестра и теперь работает нормально. Повышение заработной платы библиотечным работникам дало возможность в краткий срок укомплектовать штат библиотеки квалифицированными работниками. Благодаря этому имущество библиотеки теперь приведено в полный порядок и библиотека бесперебойно обслуживает наших студентов и преподавателей. Однако следует отметить, что библиотека наша нуждается в значительном пополнении учебной литературой по многим дисциплинам. Особенно ощущается недостаток по западной литературе, по русской литературе раннего периода, по языкознанию, по некоторым разделам истории. Особенно плохо наша библиотека обеспечена литературой на иностранных языках. Наша библиотека должна получать оригинальную иностранную литературу как периодическую, так и монографии, в том числе и художественную литературу. В конце учебного года проведена подготовительная работа по полной инвентаризации всего библиотечного фонда,» - пишет Ф.Ф. Шамахов в «Отчете директора ТГПИ о работе ТГПИ и Учительского института за 1944/1945 учебный год от 20 октября 1945 года»
Финансирование института тоже несколько улучшилось, о чем свидетельствует таблица из того же Отчета
" Сильно пострадала в этот период библиотека. До войны в ней была полно представлена классическая (русская и иностранная) и и современная литература. Выписывались все необходимые для факультета газеты и журналы, и их комплекты всегда были к услугам студентов и преподавателей. Чтобы освободить помещения для госпиталя во время войны, часть книг была переброшена в университет. Конечно, много книг затерялось. журналы возвращались в разрозненном виде, но благодаря энергии работников библиотеки раны скоро залечились. Старые библиотечные работники П. Г. Антонова, М. И. Лисицина, Р.С. Ратнер, Л. К. Зилинг, вероятно, хорошо помнят это время," - вспоминает К.Н.Ядвиршис
В 1945-1946 гг. фонд библиотеки составил более 70000 экз. Целеустремленность, сплоченность и упорство всего коллектива вуза в труде и в учебе, только любовь к родному институту и вера у его будущее помогли выжить и сохранить свою самостоятельность в самых тяжелых испытаниях.
Книги тех времен из сектора редких и ценных изданий НБ ТГПУ:
Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / Ян Амос Коменский ; пер. с лат. Ю. Н. Дрейзина ; под ред., вступ. ст. А. А. Красновского. Т. 3 : Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни. — Москва : Учпедгиз Наркомпроса РСФСР, 1941. — 351 с.
Том содержит краткий обзор всего мира и всего языка и наполнена рисунками, наименованиями и описаниями предметов. Вот почему и сам Коменский называет свой "Мир в картинках" "энциклопедией видимого мира". Стоит только бегло перелистать книгу, чтобы убедиться в ее энциклопедическом содержании и характере. Начинается книга, по верованиям того времени, с бога и сотворенного им мира, а затем дается описание предметов и явлений мира по схеме, непосредственно примыкающей к аристотелевскому esse, vivere, sentire, intellegere — быть, жить, чувствовать, понимать, — от неодушевленной природы — к одушевленной.
Гречишникова, А. Д. В. И. Водовозов и В. П. Острогорский : Очерки по истории методики преподавания литературы / А. Д. Гречишникова. — Москва : Учпедгиз, 1941. — 183, с.
Василий Иванович Водовозов (1825-1886), русский педагог. Автор статей по педагогической теории и практике, истории античной литературы, теории русской словесности. Внес значительный вклад в создание учебно-методической литературы для учащихся и преподавателей начальной и средней школы, а также в методику преподавания русской литературы. Автор книг для народного чтения: «Рассказы из русской истории» (1861-1984), «Книга для первоначального чтения» (1879).
![]() |
|
Фотогалерея
Выставки
Выпускные квалификационные работы с 2019 года представлены в Электронном каталоге (необходимо выбрать: ВКР >> Выпускные квалификационные работы)