Новости

Научная библиотека им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета

В. В. ЛОБАНОВ ОТКРЫЛ СЕКРЕТЫ ФЕХТОВАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

10 февраля в Научной библиотеке ТГПУ состоялась открытая лекция

«Пером о шпаге. Фехтовальная педагогика в старинных книгах» доцента Виктора Викторовича Лобанова.

 В. В. Лобанов – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и управления образованием ТГПУ, чья научная и профессиональная деятельность была высоко оценена педагогическим и научным сообществами и поощрена многочисленными наградами.

 Сферу научных и профессиональных интересов ученого входит достаточно широкий круг направлений: методология педагогики; педагогическая инноватика; теория коллектива; дополнительное образование детей; воспитательная деятельность; история, теория и методика преподавания фехтования; спортивная педагогика и психология. 

 В. В. Лобанов имеет свыше ста научных статей в известных и авторитетных научных журналах, является участником коллективных монографии, автором учебных и учебно-методических пособий и нескольких монографии.

 Лекция была посвящена истории развития фехтования от XIV до начала XX века. Это было увлекательное путешествие в мир благородного искусства владения холодным оружием, которое прошло через века и сохранилось до наших дней.

Виктор  Викторович рассказал о книгах, посвящённых фехтованию. Эти произведения стали своеобразными учебниками, по которым изучали и совершенствовали свое мастерство многие поколения фехтовальщиков

Лектор показал некоторые приемы фехтования прошлых столетий, которые использовались в поединках. Он объяснил, что в те времена фехтование было не просто спортом, но и средством самозащиты и даже искусством, требующим от участников не только физической подготовки, но и умения анализировать ситуацию

 В заключение лекции мы выразили надежду, что лектор проведет в будущем еще ряд лекций, посвященных истории развития фехтования.

  Воочию увидеть книги Виктора Викторовича можно в рамках совместной с Институтом артпедагогики книжной выставки «Искусство и шпага: книжное наследие артистической и фехтовальной педагогики» с 10 по 22 февраля в читальном зале НБ ТГПУ.

Новая экспозиция в арт-пространстве библиотеки

Торжественное открытие выставки живописи и скульптуры «Традиционные ценности» состоялось 9 февраля 2024г. на 4 этаже Научной библиотеки ТГПУ. С приветственным словом выступили проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева; председатель Томского отделения  Творческого союза художников России Павел Иванович Чекчеев; Леонтий Андреевич Усов, скульптор и председатель Благотворительного фонда, народный художник РФ; скульптор и поэт Олег Петрович Кислицкий и другие члены ТО ТСХ России. В исполнении поэта-песенника Сергея Васильева - выпускника спортфака ТГПИ 1980 г.- прозвучало несколько авторских песен.

Вниманию посетителей представлено большое количество разноплановых работ томских художников и скульпторов, членов Благотворительного фонда Л. Усова. «Наша задача - поддержка молодых дарований и продвижение талантливых художников! Основная наша цель - создать для томичей и гостей нашего города место, где они могли бы наслаждаться искусством», - сказал Леонтий Андреевич.

Выставка продлится до конца года со сменой экспозиции. Приглашаем всех желающих в часы работы библиотеки по адресу: ул. Герцена, 66.

Продолжаем еженедельную серию вебинаров от Директ-Медии!

12 февраля 2024, 12:00

Мастер-класс. Составляем библиографические описания многотомных изданий и их частей

Ведущая: Татьяна Телегина, автор-разработчик и ведущая онлайн-курсов, профессиональный библиограф, старший преподаватель университета

Что такое многочастные монографические ресурсы и какие есть варианты оформления их библиографических описаний. Как сделать библиографическое описание многотомного издания для списка литературы? А одного тома из собрания сочинений? А если одна повесть в отдельном томе собрания сочинений? Если у каждого тома многотомника есть свое заглавие, то как быть? А если заглавий «вообще нет»? Во время Практикума найдем ответы на эти и другие вопросы и потренируемся в отработке навыка составления описаний некоторых видов многочастных ресурсов.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

12 февраля 2024, 18:00

Топ-10 отечественных сервисов для создания игр и викторин

Ведущая: Марина Орешко, преподаватель, библиотекарь, онлайн-методист, автор популярного блога «Роза ветров. Север»

Провести интересное и запоминающееся мероприятие и в школе, и в библиотеке всегда непросто. На помощь могут прийти различные игровые форматы: викторины, кроссворды, пазлы. Игры можно создавать и в электронном виде: существует огромное количество сервисов и программ для их создания.На этом вебинаре в центре внимания — только отечественные разработки!

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

13 февраля 2024, 12:00

Упражнения для развития концентрации и произвольного внимания у детей дошкольного возраста

Ведущая: Айкуш Калачян, педагог, музыкант, коуч, консультант во вопросам воспитания детей, эксперт по современным методикам образования
Любое обучение у детей начинается с концентрации и осознанного направление своего внимания. Это детям даётся нелегко и ненадолго. На вебинаре мы рассмотрим различные игры, кинезиологические и дыхательные упражнения, которые помогут детям концентрировать своё внимание.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

14 февраля 2024, 14:00

Формирование читательской грамотности младшего школьника: система работы с родителями

Ведущая: Ольга Комарова, учитель высшей квалификационной категории, лауреат премии «Признание года»

В ходе вебинара слушатели познакомятся с приёмами, позволяющими привлечь родителей к процессу формирования читательской грамотности младших школьников, узнают, как выстроить систему взаимодействия, получат практические инструменты для совместной эффективной работы.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

15 февраля 2024, 12:00

Антиплагиат и новые вызовы: ИИ-тексты в учебных и научных работах

Ведущая: Ольга Филиппова, ведущий специалист Учебно-методического центра компании Антиплагиат

Искусственный интеллект в виде ChatGPT и других нейросетей стремительно ворвался в нашу реальность. И вот уже студенты генерируют с помощью ИИ дипломные работы, авторы создают объемные научные статьи, а рецензенты «делегируют» искусственному интеллекту написание рецензий. Чем опасно такое ИИ-«соавторство» и как к нему относиться? Можно ли выявить искусственно сгенерированные тексты? Как в этом поможет система поиска текстовых заимствований Антиплагиат? Ответы на эти и другие вопросы на нашем вебинаре.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

16 февраля 2024, 12:00

Семейная диагностика в рамках работы с родителями по ФОП ДО

Ведущая: Мария Токмянина, практикующий психолог, нейропсихолог. Тренер и методист Международной школы лидерства JLider г. Екатеринбург, спикер форума Педагоги России

Новые принципы работы с семьей, декларируемые ФОП, предполагают индивидуальный подход к семьям воспитанников и выстраивание работы с учетом потребностей конкретных семей. И для того, чтобы работа была успешной, педагогу нужно понимать особенности семей, с которыми он работает. В условиях высокой нагрузки и дефицита времени нужно сделать это быстро и качественно. Вебинар знакомит слушателей с основами семейной диагностики. Участники встречи получат представление о существующих методиках диагностики семейной системы, особенностях их применения, интерпретации и использования в работе с родителями.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

Поздравление ко Дню науки

 Трио "Миссис Хадсон" Дома учёных Томского научного центра СО РАН поздравляет всех ученых с  300-летием Российской академии наук. Желает коллективу ТГПУ успехов, удачи и достижения высоких результатов в подготовке квалифицированных педагогических кадров. В видео использованы фото из архива Института оптики атмосферы СО РАН, собранные  архивариусом Татьяной Анатольевной Ивановой. Монтаж видео - Анастасия Новикова, запись трека - Андрей Кудрин, исполняют Мария Павлющенко, Галина Юрченко, Людмила Смирнова.

 

 

 

190 ЛЕТ ГЕНИАЛЬНОСТИ: К ЮБИЛЕЮ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА

Дмитрий Иванович Менделеев –  выдающийся русский ученый, свершивший одно из важнейших открытий в сфере химии – создание периодической таблицы химических элементов и описание свойств некоторых, еще не выявленных в то время элементов.

 Для Томска имя Менделеева имеет особое значение – Дмитрий Иванович вместе с Василием Флоринским разработал план создания первого университета в Томске и во всей Сибири в целом, открытого в 1878 году. Василий Флоринский писал в своих воспоминаниях:

«Состав главного университетского корпуса был намечен мною вместе с Д.И. Менделеевым. Последнему принадлежало распределение помещений для кафедры химии и физики, ботаники, минералогии, геологии и зоологии. Им же была определена кубатура помещений для каждой кафедры и намечен порядок расположения лабораторий, музеев и кабинетов применительно к соответствующим аудиториям».

Отцам-создателям университета посвящен памятник возле главного корпуса ТГУ.  

                                                                       

Больше интересной и полезной информации о жизни и деятельности Д. И. Менделеева вы можете найти на виртуальной книжной полке «Открытие на все века: к 190-летию со дня рождения Д. И. Менделеева», подготовленной Научной библиотекой к этому знаменательному событию.

 

 

выставка книг из редкого фонда НБ «Что посеешь – то и пожнешь, или Детям и внукам в назидание»

Библиографический информационный центр приглашает Вас посетить выставку книг из редкого фонда НБ «Что посеешь – то и пожнешь, или Детям и внукам в назидание».  Вас несомненно заинтересуют  книги по семейному воспитанию: «Домострой», в которой раскрывается вековая история сохранения нашими предками семейных традиций воспитания детей и почитания родителей; «Как любить ребенка» Януша Корчака – чудесный сплав любви и уважения к ребенку, светлая мечта о мире, где дети избавлены от всего, что их унижает;   «Родительская педагогика» Василия Сухомлинского – размышление о том, что такое добро и зло, как воспитать в себе родителя, что такое любовь к ребёнку и забота о нём. Особый интерес вызывает издание  «Советская педагогическая наука» -  это наука о коммунистическом воспитании. Все советские ребята, независимо от национальной принадлежности, были воспитаны на одних и тех же ценностях. Так происходило не только благодаря нашим родителям – вся окружающая действительность прививала нам «нужные» понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Выставка будет доступна в течение года, объявленного Президентом Годом семьи.

Неделя науки в НБ ТГПУ

Анонс

В рамках Недели науки в библиотеке ТГПУ состоится ряд мероприятий, направленных на популяризацию науки и поддержку молодых ученых. В течение недели пройдут лекции ведущих специалистов в разных областях научного знания, а также будет организована выставка новых книжных поступлений.

  •  8 февраля в 12.00 заведующая Библиографическим информационным центром Марина Павловна Бетмакаева проводит вебинар «Нормы библиографического описания. Библиографическая закладка: оформление ссылок в научной работе».

Подключиться

  • 8 февраля в 14.00 Елена Владимировна Готовцева, заведующая сектором научной информации НБ ТГПУ, даст онлайн-консультацию «100 и 1 вопрос по РИНЦ».

Подключиться

  •  10 февраля в 15.00 в читальном зале состоится открытая лекция доцента ТГПУ Виктора Викторовича Лобанова «Пером о шпаге. Фехтовальная педагогика в старинных книгах».
  •  с 10 по 22 февраля в читальном зале пройдет книжная выставка «Искусство и шпага: книжное наследие артистической и фехтовальной педагогики», инициаторами которой выступили институт артпедагогики и доцент кафедры педагогики и управления образованием В. В. Лобанов.
Научная библиотека объявляет о начале недели науки!

85 лет «Ученым запискам» ТГПИ: Начало издательской деятельности института.

Первое Всесоюзное совещание работников Высшей школы, проходившее в мае 1938 года, поставило перед всеми высшими заведениями СССР задачу  перестройки научно-исследовательской работы вузов в соответствии с требованием социалистического строительства. 

В этом же году в Томском государственном педагогическом институте с целью выполнить поставленную XVIII съездом Всесоюзной коммунистической партии задачу была создана редакционная коллегия в составе профессоров Ф. Э. Молина, М. Д. Рузского, А. А. Перельмана, П. А. Никитина, доцентов Г. М. Акимова и А. Ф. Колесникова для подготовки издания первого тома сборника, который положил начало «Ученым запискам» института. 

В предисловии I выпуска редколлегия обратилась к читателям с такими словами: «Учитывая первый опыт в опубликовании научных работ, просьба к читателю указать на замеченные недостатки с целью улучшения дальнейших выпусков сборника».

Издание было сдано в набор 20 февраля 1939 года, а подписано к печати 10 апреля 1939. Выпуск сборника был осуществлен издательством «Красное знамя», его ответственным редактором выступил Г. М. Акимов. Тираж издания составлял всего лишь 375 экземпляров, при этом сборник содержал 180 страниц. 

В первом выпуске содержатся работы физико-математического и естественного факультетов, освещающие проблемы биологии, химии, физики, математики. Среди научных работ, вошедших в первый сборник, выделялись статьи Ф. Э. Молина «Об одном преобразовании гипергеометрической строки», Б. Г. Иоганзена «Материалы по лимнологии курорта Карачи и его окрестностей», Г. Н. Блинков «О химическом составе томских яблок», Л. П. Кулева, И. В. Сычева, А. П. Супенина «Каталитическое действие серной кислоты и некоторых сульфатов при окислении толуола хромовыми окислителями», А. Ф. Колесникова «Новые плоскости скольжения в цинке». 

 

 Первый том II выпуска «Ученых записок», содержавший статьи преподавателей гуманитарных кафедр вуза М. Г. Тимофеева, И. П. Матвеева, Ф. Ф. Шамахова, Н. В. Касаткина и В. Д. Ахрамеева, увидел свет только в 1942 году во время Великой отечественной войны. И только в 1946 году институт возобновил издательскую деятельность, прерванную войной.

Последний том «Ученых записок» был выпущен в 1970 году. За все время  было издано 29 выпусков.

Издание собственных трудов института стало результатом научных исследований коллектива вуза, стремившегося к повышению уровня своей профессиональной подготовки, и заложило основы развития научной базы института.

В редком фонде  НБ ТГПУ хранятся с 1 по 29 том «Ученых записок ТГПИ».

Приглашаем в Научную библиотеку молодых ученых и студентов вуза, интересующихся историей науки в Томском государственном педагогическом университете.

  1. Войтеховская, М. П. От учительского института к педагогическому: роль традиции в формировании советской модели высшего педагогического образования в Томске : монография / М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина ; Томский государственный педагогический университет (ТГПУ). — Томск : Издательство ТГПУ, 2021. — 267 с.
  2. Томский педагогический институт : 1931-1981 / А. Ф. Боровкова, Б. Г. Иоганзен, А. А. Белобородов [и др.] ; редкол. : В. И. Лимонов, Л. Ф. Пичурин [и др.]. — Томск : Издательство ТГУ, 1981. — 188 с.
  3. Ученые записки Томского государственного педагогического института / Томский государственный педагогический институт (ТГПИ) ; Отв. ред. Г. М. Акимов. — Томск : Издательство Красное знамя, 1939.  Т. 1 (Вып. 1) : Естественный и физико-математический факультет. — 1939 .— 179 с.

 

 

 

Продолжаем еженедельную серию вебинаров от Директ-Медии!

5 февраля 2024, 12:00

Как быть умнее. Повышаем эффективность умственной деятельности

Ведущий: Алексей Мурзинов, к.т.н., тренер, консультант, преподователь стратегического менеджмента, автор книг

В октябре 2023 года вышла в свет книга «Как быть умнее. Рецепт реабилитации интеллектуальных инвалидов». Книга предназначена для тех, кто понимает, что эффективность своей умственной деятельности можно и нужно повышать. На вебинаре мы не сможем детально рассматривать все аспекты, затронутые в книге, однако автор постарается изложить ответ на вопрос, поставленный в заголовке книги: как быть умнее?  Материал будет представлен в доступной форме, поэтому специального образования для участия в вебинаре не требуется. Требуется среднее соображение.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

6 февраля 2024, 12:00   

                                                                                        

Применение ИКТ-инноваций в работе педагога: применение облачных технологий для эффективного обмена ресурсами и совместной работы

Ведущий: Сергей Пихтовников, зам. директора по информационным технологиям Института непрерывного образования УУНиТ, доцент, кандидат наук

На вебинаре будут затронуты и рассмотрены такие темы как: понятие «облачные технологии»; обзор облачных технологий и ресурсов в работе педагога; преимущества облачных технологий в образовании; совместная работа и обмен ресурсами;  инструменты и приложения для обучения в облаке и многое другое. Присоединяйтесь, чтобы углубить свои знания, обменяться опытом и подготовиться к внедрению инноваций в вашем образовательном учреждении. Вы сможете открыть новые возможности обучения с помощью облачных технологий!

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

7 февраля 2024, 12:00                                                                                                    

ГОСТ 2018. Библиографическая запись и библиографическое описание. Структура, состав, использование

Ведущая: Татьяна Телегина, автор-разработчик и ведущая онлайн-курсов, профессиональный библиограф, старший преподаватель университета

Не заблудиться в тексте документа и быстро находить ответы на возникающие вопросы поможет знание простых основ составления библиографической записи и описания: что такое области и элементы, какую информацию они нам дают; виды библиографических описаний; предписанные знаки пунктуации и другие важные моменты, необходимые небиблиографам. Все, что важно для эффективного использования ГОСТа преподавателями и студентами, магистрантами, аспирантами, будет рассмотрено на вебинаре.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

7 февраля 2024, 14:00

Современные подходы в организации взаимодействия с родителями (законными представителями) ребёнка

Ведущая: Гульдар Ибрагимова, к.п.н., доцент кафедры теорий и методик начального образования БГПУ им.М.Акмуллы, сертифицированный мастер-эксперт по компетенции «Преподавание в младших классах.

На вебинаре раскроют понятие «семейное воспитание» согласно современным условиям, будут уточнены особенности реализации взаимодействия представителей образовательных организаций с родителями (законными представителями) согласно современным условиям и даны ответы на следующие вопросы: каковы личностные качества работника образовательной сферы, содействующего комфортной траектории личностного развития; в чем заключается помощь родителя (законного представителя). В доступном формате будут разобраны аспекты семейного воспитания и взаимодействия в теоретическом и практико-ориентированном ракурсе применительно к обновленным нормативно-правовым документам.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

8 февраля 2024, 12:00                                                                                 

Формирования читательской грамотности младшего школьника: система работы с родителями

Ведущая: Ирина Шалыгина, методист по продвижению программного комплекса «Аналитик чтения»

В ходе вебинара слушатели познакомятся с приёмами, позволяющими привлечь родителей к процессу формирования читательской грамотности младших школьников, узнают, как выстроить систему взаимодействия, получат практические инструменты для совместной эффективной работы. Вебинар будет полезен преподавателям, учителям, студентам педагогических специальностей и всем интересующимся данной темой.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

9 февраля 2024, 13:00   

                                                                                              

Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

Ведущая: Инна Журова, учитель-логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Влияние рисования на развитие ребенка очень велико. Оно помогает развивать мелкую моторику, координацию движений, пространственное мышление и воображение. Кроме того, рисование способствует развитию творческих способностей и эмоциональному развитию ребенка. Изотерапия помогает людям справиться с различными проблемами, такими как стресс, тревога и многое другое. Рисование, лепка, создание коллажей — все это методы изотерапии, которые могут быть очень полезными для психического здоровья. На вебинаре поговорим о том, каким образом можно использовать изотерапию в ДОУ.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

Конкурс «САМЫЙ ЧИТАЮЩИЙ ФАКУЛЬТЕТ»

Научная библиотека имени А. М. Волкова объявляет о начале конкурса «Самый читающий факультет».

      Цель данного конкурса – стимулирование интереса к чтению среди студентов, развитие их интеллектуального потенциала и повышение качества обучения, привлечение внимания студентов к учебной и научной литературе.

      Принять участие в Конкурсе могут студенты и преподаватели, зарегистрированные как читатели НБ им. А.М. Волкова ТГПУ. Промежуточные результаты Конкурса ежеквартально будут размещаться на официальном сайте НБ ТГПУ и в социальных сетях, а также рассылаться деканам факультетов по электронной почте.

      Выявление победителя Конкурса «Самый читающий факультет» будет осуществляться по итогам изучения электронных читательских формуляров и путем подсчета количества прочитанной литературы студентами и преподавателями.

      Победителем Конкурса станет факультет, преподаватели и студенты которого прочли с 11 января по 25 декабря 2024 наибольшее количество литературы.

 Победитель будет награжден сертификатом на развитие материально-технической базы факультета.

       В 2023 году «Самым читающим факультетом» стал Институт детства и артпедагогики.

 Мы приглашаем все факультеты нашего университета принять участие и желаем успехов всем конкурсантам.

 Читайте книги из фонда и подписных ЭБС Научной библиотеки и станьте одним из финалистов!

 

© Научная библиотека ТГПУ 2024