21 марта во многих странах мира отмечалось особенное событие в мире литературы – День поэзии. Этот день призван подчеркнуть важность и значимость поэзии как вида искусства, а также привлечь внимание к творчеству современных авторов и открыть новые таланты. Поэты и писатели со всего мира собираются на различных площадках, чтобы поделиться своими произведениями с публикой, провести мастер-классы, семинары и встречи с читателями.
В литературно-музыкальной гостиной Научной библиотеки «Свободный микрофон» в этот день прошел вечер «В объятьях Музы. Всемирный день поэзии». В начале мероприятия Научная библиотека в лице директора Яны Юрьевны Остапенко выразила благодарность Сергею Васильеву за содействие и помощь. Поэт сделал ответный жест и подарил Научной библиотеке новый выпуск литературно-художественного журнала «Сибирский парнас», в который включены произведения современных писателей и поэтов в том числе и его стихотворения.
Гости смогли насладиться выступлениями известных томских поэтов Сергея Васильева (поэт, член Российского союза писателей, выпускник спортфака ТГПИ), Александра Панова (поэт, член Союза писателей России, выпускника ФМФ ТГПИ), Олега Кислицкого (поэт, член Союза писателей России), послушать стихи и песни в их исполнении и провести вечер в приятной атмосфере.
О том, что такое поэзия, гостям поведал Александр Панов: «Поэзия – это какое-то качество стихотворений и прозы, которое вызывает в нас настроение, некоторое переживание по поводу того, что пишет автор. Вот это поэзия».
А мы добавим… Поэзия – это язык души, который помогает нам выразить свои чувства, эмоции и мысли. Она может быть разной: от лирики, передающей глубину чувств, до эпики, описывающей масштабные события. Поэзия учит нас видеть красоту мира, понимать себя и окружающих, а также находить вдохновение в самых обыденных вещах.
Интересны в этом отношении строчки из стихотворения «Мечтатель» Сергея Васильева, в которых раскрывается взгляд поэта на творчество и его предназначение:
«Отчаявшись пробиться в Ваше сердце,
Рифмуя дни с ночами на пролёт.
Мне приоткройте потайную дверцу,
Что в мир поэзии волшебный приведет.
Воздайте мне при жизни, мой читатель.
Хоть чуточку, я много не прошу.
Видать неисправимый я мечтатель,
Но ради Вас дышу, живу, пишу.»
Давайте наслаждаться поэзией, читать и слушать ее, делиться своими мыслями и чувствами с помощью этого волшебного языка.
На вебинаре рассмотрим ключевые моменты по реализации гражданско-патриотического воспитания в свете нормативно-правовых документов. Уточним особенности понятий: «целевые ориентиры», «воспитательный идеал», «воспитательное занятие». Раскроем следующие вопросы: каковы личностные качества специалиста в области образования, содействующего эффективной реализации гражданско-патриотического воспитания? В чём заключается помощь родителя? В ходе вебинара изучим нюансы реализации мероприятий, инновационных форм и методов организации гражданско-патриотического воспитания.
Видеолекции, видеозаписи выступлений на конференциях, записи вебинаров, электронные курсы, мультимедийные ресурсы — как сделать библиографическое описание и затем оформить ссылку, если имеем дело с подобными ресурсами. На основе положений ГОСТ Р 7.0.100–2018 и ГОСТ Р 7.0.108–2022.
На сегодняшний день широкое распространение получило инклюзивное образование. Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают воспитатели и педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и быть включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство. Но воспитателю и педагогу нужно помнить, что при взаимодействии с детьми с ОВЗ, они могут столкнутся с рядом трудностей.
Время — самый ценный ресурс. Особенно актуально звучит это утверждение для современных преподавателей. Новые сайты и приложения, которые нужно освоить, постоянно меняющиеся требования к учебным программам, отчетность оставляют мало времени и сил для творчества и науки. Попробуем немного исправить ситуацию в рамках вебинара. Обсудим различные способы экономить свое время при подготовке к урокам.
Тема вебинара позволяет провести обзор основных направлений работы образовательных организаций в области художественно-эстетического воспитания, как одного из видов детской деятельности, раскрыть ее творческий процесс по формированию личности ребенка, способного воспринимать прекрасное и создавать творческие ценности.
На вебинаре рассмотрим «тихие» книги как способ вовлечения в чтение дошколят, детей-инофонов и ребят с особыми образовательными потребностями; как возможность для приобщения ребенка к процессу не только грамотного взаимодействия с книгой, но и восприятия искусства книжной иллюстрации, столь важного для раскрытия смыслов текста.
Лев Федорович Пичурин - выдающийся педагог, ученый, писатель, журналист и общественный деятель. С нашим вузом его связывают годы учебы и работы. Окончив в 1956 году физико-математический факультет и поработав школьным учителем, педагогическую деятельность Лев Федорович продолжил на кафедре высшей математики ТГПИ, где прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой и декана физико-математического факультета (1957-1990 гг.).
К сожалению, Лев Федорович ушел из жизни в 2024 году. Его жизнь была наполнена множеством достижений и ярких событий. Светлая память уникальному ученому, писателю, человеку!
Ознакомиться с жизнедеятельностью Л. Ф. Пичурина можно в “Литературном сквере ТГПУ” на сайте библиотеки.
Престиж любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, его выдающиеся кадры, люди, посвятившие жизнь служению науке и образованию. В этом году исполняется 115 лет со дня рождения одного из огромной плеяды преподавателей, чья судьба была в определенный период связана с ТГПУ – Павла Парфеньевича Куфарева (1909–1968), заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора наук, профессора, руководителя Томской школы комплексного анализа.
В рамках проекта Большого университета «Великие имена в истории вузов Томска» в выставочном пространстве читального зала представлены различные книги по математике из личного архива семьи Куфаревых, принадлежавшие лично Павлу Парфеньевичу и переданные Научной библиотеке его дочерью Лидией Павловной Куфаревой. Выставка «Павел Парфеньевич Куфарев: К 115-летию профессора, математика» доступна для ознакомления в рабочее время библиотеки.
В ТГПИ профессор работал в тяжелые годы, в период Великой Отечественной войны. Он читал лекции по теоретической механике на физико-математическом факультете. О том, какими интересными были занятия преподавателя повествуется в выпуске газеты «Советский учитель» за 20 марта 1968 года. Эта небольшая газетная заметка, написанная одной из бывших студенток, впоследствии доцента и заведующей кафедрой математики ТГПИ В. Федоровой, красочно описывает педагогический подход и преданность любимому делу П.П. Куфарева:
«Заметив, что кто-нибудь из нас становится рассеянным или перестает записывать лекцию, он подходил к нам в перерыв и с тревогой спрашивал, все ли нам понятно, не скучно ли нам его слушать. <...> Но именно на этих лекциях многие из нас впервые обнаружили, что доказательство может быть красивым, что поиски такого доказательства, а иногда даже распутывание лабиринта чужой мысли, изложенной – в статье, может быть источником настоящей радости. И было еще другое ощущение на лекциях Павла Парфеньевича. Нам казалось, что мы впервые оказались поблизости от чего-то величественного и прекрасного».
Наука была для П.П. Куфарева главным содержанием жизни. Это, однако, не мешало ему знать и любить литературу, интересоваться музыкой, играть в шахматы, ходить в турпоходы. Выдающийся математик владел многими языкам, знал немецким, французским и английским. Как ученый и педагог, он был человеком высоких душевных качеств, отзывчивым, простым, деликатным, доброжелательным, в меру общительным, спокойным и уравновешенным по характеру, по-деловому решал различные организационные вопросы, выполняя обязанности заведующего кафедрой и декана.
П. П. Куфарев в 1940-х годах вошел в число ведущих математиков и механиков Советского Союза, а также долгое время был единственным в Сибири математиком с ученой степенью доктора наук. Его исследования в области теории функций комплексного переменного с приложениями к задачам гидромеханики, теории упругости, теории анизотропных тел имеют фундаментальное значение в математической науке.
Некоторые материалы о личности ученого и времени, проведенном им в ТГПИ, можно найти уже сейчас в виртуальной выставке «Великие имена в истории ТГПУ: Павел Парфеньевич Куфарев».
Литературно-музыкальная гостиная НБ ТГПУ. Свободный микрофон. "В объятьях Музы. Всемирный день поэзии"
У нас в гостях: Сергей Васильев, поэт, член Российского союза писателей, выпускник спортфака ТГПИ
Александр Панов, поэт, член Союза писателей России, выпускник ФМФ ТГПИ Олег Кислицкий, поэт, член Союза писателей России.
21 марта в 17.00 Конференц-зал НБ ТГПУ
Что такое нигилизм? Кто такая «тургеневская девушка»? Есть ли конфликт между отцом и сыном в романе «Отцы и дети»? Эти и другие вопросы поднимались сегодня студентками 311 группы ИФФ ТГПУ в стенах Академлицея им. им. Г.А. Псахье. Ученики 10-ых классов активно участвовали в уроке-диспуте по теме: «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: проблемные вопросы», который совместно проводили сотрудники НБ ТГПУ и активные участницы Литературного кружка ТГПУ. Студентки Литкружка очень грамотно подошли к мероприятию, ими были использованы современные методы подачи материала, что помогло выяснить, насколько глубоко учащиеся познакомились с содержанием художественного текста, в какой степени поняли авторский замысел.
Класс был поделен на две группы, и старшеклассники активно дискутировали на тему «Нигилизм: за и против», представляли образы «тургеневских девушек», поднимали вопросы о смысле и цели жизни, добра и зла. Напоследок девушки из Литкружка предложили учащимся погадать на цитатах из произведения «Отцы и дети» с их объяснением и предложили тем, кто не читал произведение - обязательно его прочесть!
На выездной книжной выставке из фонда НБ ТГПУ "Писатель русской души И.С. Тургенев" были представлены монографии о жизни и творчестве писателя и его произведения.
«Очень понравился формат мероприятия. Я вообще считаю полезным уходить от классической концепции проведения уроков и давать детям возможность работать в группах/парах. Визуальный ряд оживлял работу. Считаю, что это поколение в большинстве своём "визуалы", т.к. часами просиживают в телефонах и компьютерах. Часто сменяющаяся картинка на доске для них совсем не проблема. Наоборот - она поддерживает их внимание. Очень органично вписалась и выставка, представленная нашей библиотекой. Надеюсь на долгое плодотворное сотрудничество НБ ТГПУ с Академлицеем им. Г.А.Псахье в рамках профориентационной деятельности! Спасибо коллегам за очень тёплый приём!» - делится своими впечатлениями директор НБ ТГПУ им. А.М. Волкова Остапенко Я.Ю.
В пространстве библиографического центра Научной библиотеки ТГПУ открылась новая выставка, посвященная 100-летию со дня рождения одного из известнейших писателей-сибиряков, уроженца Красноярского края – Виктора Петровича Астафьева.
Первым литературным опытом писателя стало простое школьное сочинение, вылившиеся после в полноценный рассказ «Васюткино озеро». За время своего творческого пути Астафьев написал немало произведений для подрастающего поколения, по большей части рассказов, таких как «Конь с розовой гривой», «Стрижонок Скрип», «Ангел-хранитель» и другие.
Основная мысль произведений о детях и для детей отразилась в повести «Царь-рыба»:
«Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда. И еще: какие бы они ни были, большие, умные, сильные, они всегда нуждаются в нашей защите и помощи».
Однако центральными в творческом наследии Астафьева остаются военно-патриотическая и деревенская темы. Им написаны романы «Тают снега», «Печальный детектив», «Прокляты и убиты», повести «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит война», «Последний поклон», «Царь-рыба», «Так хочется жить» и многие другие. По произведениям писателя были сняты фильмы.
Выставка «”ПИСАТЕЛЬ НА ВСЕ ВРЕМЕНА” 100 лет со дня рождения В. П. Астафьева» будет доступна в библиографическом информационном центре Научной библиотеки до 11 мая.
Приглашаем ознакомиться с выставкой, а также представляем вам виртуальную книжную полку "К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА"
Приятного чтения!
Детская психика уязвима и в то же время пластична. Она может закупорить в чертогах памяти события, вызвавшие страх, но при этом проявлять чувства тревожности, порой агрессии, которые могут сопровождать ребёнка в течение долгого времени, причинять неудобства и ему, и окружающим. Чем раньше мы распознаём внутренние волнения и страхи ребёнка, тем быстрее можем помочь ему исцелиться и новым взглядом посмотреть на жизненные ситуации. В результате он сможет гармонично и динамично развиваться как личность и адекватно реагировать на обстоятельства жизни.
На мастер-классе познакомимся, как сделать описания на статьи из журналов, сборников, имеющих электронную версию, существующих исключительно в электронном виде или отсканированных и выложенных в сеть. Схемы, алгоритмы, шаблоны всем участникам мастер-класса. Вебинар подойдет для студентов, магистрантов, преподавателей и всех интересующихся научными исследованиями.
Куклотерапия имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Развитие образного мышления, памяти, эмоциональной сферы. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Возможность высказаться опосредованно через речь куклы несет в себе психотерапевтический момент и играет огромное значение для эмоционального и нравственного развития детей. На вебинаре слушатели узнают, каким образом можно использовать куклотерапию в работе с детьми дошкольного возраста.
На вебинаре будут рассмотрены ключевые моменты по реализации гражданско-патриотического воспитания в свете нормативно-правовых документов, уточнены особенности понятий: «целевые ориентиры», «воспитательный идеал», «воспитательное занятие». А также будут раскрыты следующие вопросы: каковы личностные качества специалиста в области образования, содействующего эффективной реализации гражданско-патриотического воспитания? В чём заключается помощь родителя? В ходе вебинара раскроют нюансы реализации мероприятий, инновационных форм и методов организации гражданско-патриотического воспитания.
В канун первого весеннего праздника, Международного женского дня, наша библиотека подготовила видео-поздравление для всех женщин от мужчин ТГПУ, в котором звучат слова великого поэта А. С. Пушкина.
Пусть этот праздник принесет вам радость, счастье и любовь. Вы заслуживаете всего самого лучшего.
С 8 Марта, дорогие женщины!